Международный банк Санкт–Петербурга (МБСП) взыскал с АО "Нефтегазрезерв" 838 млн рублей и обратил взыскание на право аренды земли в Саратовской области за 39 тыс. рублей.
Летом 2016 года саратовское ООО "Нефть Поволжья" получило в МБСП несколько кредитов, львиная доля которых — 405,6 млн рублей — с целевым назначением: на покупку акций АО "Нефтегазрезерв" (НГР) и АО "Нефть". Ещё 150 млн рублей было выдано для пополнения оборотных средств заёмщика. При этом "Нефтегазрезерв" выступал в сделке поручителем. Кроме того, с ним был заключён договор ипотеки: банку передано в залог право аренды четырёх участков в Саратовской области, где можно разрабатывать полезные ископаемые, на 2007–2017 годы, цена залога — 39,7 тыс. рублей.
Как ранее писал "ДП", в 2005–2007 годах собственником НГР, которому принадлежат два месторождения нефти и газа в Саратовской области, стало ООО "Авро". Оно, по данным сервиса "Контур.Фокус", до сих пор числится единственным его владельцем.
В итоге "Нефть Поволжья" допустила просрочку платежей, что и привело к нынешнему судебному разбирательству. Любопытно, что и кредитор, и основной заёмщик признаны банкротами, а поручитель, которого ФНС и МБСП пытаются обанкротить, — нет.
На днях Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти взыскал с НГР 554,6 млн рублей основного долга, 74,96 млн рублей процентов и пени — 208,8 млн рублей. Кроме того, обратил взыскание банка на аренду земли, назначив запрошенную цену продажи — 39,7 тыс. рублей.
"Шансы банка на удовлетворение требований будут зависеть в том числе от успешной реализации имущества “Нефти Поволжья” в ходе банкротства. Если не будет активов, то можно взыскать долг, привлекая к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Однако МБСП выбрал альтернативный путь — адресовал свои требования поручителю. По открытым данным невозможно оценить активы НГР, но нельзя исключить имеющееся у должника действующее право аренды на земельные участки", — отмечает Арина Довженко, партнёр Borenius Russia.
На практике банки при выдаче кредитов требуют для них максимально возможное обеспечение. Поэтому вполне резонно предположить, что на заложенной МБСП земле находятся месторождения нефти и газа. Артём Баринов, руководитель практики разрешения судебных споров консалтингового бутика Parallel Legal, полагает, что "Нефтегазрезерв" мог воспользоваться своим правом на продление аренды, которое даёт ему закон: "Закон содержит диспозитивное правило, согласно которому арендатор имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. А если по истечении срока аренды он продолжает пользоваться имуществом с молчаливого согласия арендодателя, то договор аренды вообще становится бессрочным". Поэтому, вероятно, НГР до сих пор является арендатором этих участков.
"Суд это обстоятельство в решении не отразил, что образовало пробел в логике судебного акта", — предполагает Артём Баринов.