Стереотип или буква закона: уместен ли пластик в исторических зданиях?

Автор фото: Евгений Иванов

В Петербурге, по разным оценкам, сосредоточено от 25 до 30% всего исторического наследия России, а его центр взят под охрану ЮНЕСКО. Но наш город ценен не только великолепными дворцами и храмами, за надлежащим состоянием которых неустанно следят и местные власти, и федеральные структуры. Центр города представляет интерес в целом, как уникальный памятник архитектурной среды XVIII-XIX веков. А это, помимо всемирно признанных шедевров архитектуры, ещё и многочисленные здания рядовой застройки, которые неизбежно ветшают.

Уже не первый год градозащитники ведут споры о том, что препятствует дальнейшему развитию исторической части Петербурга. Среди основных причин — и действующее охранное законодательство, которое не дает развернуться девелоперам, и конструктивные особенности самой застройки, которые не отвечают элементарным требованиям современного комфортного проживания. В то же время, как показывает практика, далеко не все архитектурные объекты нужно сохранять в первозданном виде. Всё зависит от того, какой охранный статус имеет историческое здание, каково его состояние, какие задачи должны быть решены в первую очередь.
"Любой архитектурный объект с течением времени требует внимания и обслуживания, в противном случае он придёт в негодность и может оказаться утраченным. В Петербурге вопрос стоит очень остро — о сохранении почти 8 тыс. зданий фоновой застройки. И отвечать за это должны профессионалы своего дела. Ведь, если зданию даётся новая жизнь, она должна быть достойного уровня и обеспечивать комфорт и безопасность людей, живущих и работающих в здании", — поделился с "ДП" Сергей Ельников, эксперт ООО VEKA Rus, российской дочерней компании международного VEKA, специалисты которого более 50 лет занимается разработкой оконных систем, в том числе и таких, которые используются во многих странах при реконструкции исторических зданий.
Современные материалы позволяют в точности воспроизвести внешний вид окон в старых зданиях
Во многих старинных особняках сегодня размещены офисы, отели, музеи и иные культурные учреждения. Надо ли говорить о том, что их реконструкция неизбежно включала замену инженерных сетей и использование современных материалов? Кроме того, при такой реконструкции почти всегда устанавливаются новые окна. И тут часто возникает конфликт.
"В сознании многих архитекторов пластиковые окна — ширпотреб, массовка. А с массовкой не хочется иметь дело, потому что объект культурного наследия — это что-то уникальное. Уникальность хочется подчеркнуть и как-то рука не поднимется у некоторых в эту уникальность примешивать синтетические материалы", — пояснил Сергей Ельников.
Однако это не повод совсем отказываться от их правильного применения при проведении восстановительных работ — в тех случаях, когда это оправдано. Ведь по такой логике можно отвергать и многие другие современные технологии и материалы, используемые при реконструкции в исторических зданиях. В этой связи безусловного внимания заслуживают проекты "Том Сойер Фест", фестиваля по реновации исторической среды. В прошлом году он проходил в Ростове-на-Дону. В разработку попали как раз объекты фоновой застройки, в том числе с солидным историческим стажем, но не имеющие статус памятников, например, дом №64 на улице Рождественская постройки второй половины XIX века. Объект оказался непростым, так как важно было полностью восстановить его внешний облик и сохранить богатое внутреннее убранство. Найти качественное решение, которое бы отвечало всем требованиям, помогли специалисты компании VEKA — в доме были установлены окна из профиля VEKA Euroline с имитацией деревянной поверхности, максимально приближенные по виду к оригинальным: соблюдена расстекловка, цвет, фактура и декоративные элементы.
Один из элементов оконного декора, использованный при ремонте здания XIX века в Ростове на Дону
Этот пример наглядно показывает, что при современной высокотехнологичной оконной индустрии проблему замены старых окон в объектах культурного наследия возможно решить, не обезличивая при этом фасад, как сегодня это делают в частном порядке многие жители и предприниматели, имеющие квартиры и офисы в центре. Кто-то не дожидается разрешений и каких-либо действий по сохранению исторических зданий со стороны властных структур, а кто-то и вовсе не желает сталкиваться со сложной процедурой согласования ремонта. Так появляются незаконные перепланировки, разноцветные окна на фасадах, а в итоге теряется единый стиль и аутентичность всего архитектурного облика города. Поэтому проблему необходимо решать централизованно, сверху, при плотном взаимодействии архитекторов, реставраторов, девелоперов, производителей материалов, владельцев исторических зданий и представителей власти. Только так можно сохранить исторический центр Петербурга, который продолжает оставаться сердцем и пульсом города с активной деловой и общественной жизнью.