Эра дирижаблей возвращается с русским акцентом

Автор фото: Ковалев Петр

Сразу несколько разработчиков по всему миру обещают уже в этом году продажи дирижаблей, которые будут использовать для доставки грузов в отдалённую местность

Из России в Израиль

Образованная только в прошлом году в Израиле компания Atlas LTA в декабре прошлого года объявила, что за "четыре или пять лет" представит три модели дирижаблей, которым присвоили название "Атлант".
В компании считают, что они смогут заинтересовать предприятия, которые доставляют малогабаритные грузы в отдалённые места, поскольку для этих транспортных средств не нужна никакая наземная инфраструктура, а дальность полёта может составить до 2 тыс. км.
Самая маленькая версия "Атланта" составит 99 метров в длину и сможет перевозить до 18 тонн груза. Самая крупная: 198 метров с грузоподъёмностью в 165 тонн.
Atlas LTA утверждает, что уже подписала протоколы о намерении по продаже 35 таких дирижаблей. Среди клиентов — Всемирная продовольственная программа ООН и поставщики компонентов для ветрогенераторов Siemens Gamesa Renewable Energy и Vestas Wind Systems.
Дирижабли "Атлант" будут работать на четырёх дизельных двигателях, однако 22% энергии обеспечат водородные топливные элементы. Эдакая дань "зелёным технологиям" и стремлению улучшать экологические характеристики транспортных средств.
У этого стартапа российские корни. Основатель и руководитель Atlas LTA Геннадий Верба до этого курировал проекты по разработке дирижаблей в российской компании "АВГУРЪ-РосАэроСистемы". В этой компании и был приобретён дизайн "Атланта".
А в ближайшие два года планируют представить полную электрифицированную версию дирижабля AU-30, разработанную компанией "АВГУРЪ-РосАэроСистемы". Пять таких, но не электрических, "цеппелинов" выпустили в 2003–2013 гг.
Сама компания "АВГУРЪ-РосАэроСистемы" не любит публичности и даже в российских СМИ о ней информации крайне мало. Это и не удивительно. Предприятие сотрудничает с оборонной промышленностью, а в 2017 году мелькали новости о создании и испытании боевых версий "Атланта". Аэростаты должны были прикрывать Россию от ракетных ударов.

Не отстают Великобритания и США

Сотрудничество с военной отраслью при создании дирижаблей — обычная история. Корни к военным уходят и у британской компании Hybrid Air Vehicles, которая представила свой аэростат Airlander 10.
Изначально он назывался HAV 304, а создавали его по заказу вооружённых сил США. Он должен был быть использован как "многофункциональное разведывательное транспортное средство".
В 2012 году состоялся первый полёт HAV 304, но уже через год американские военные решили отказаться от проекта. Тогда дирижабль за 301 тыс. долларов США и выкупила компания Hybrid Air Vehicles. Аэростат модифицировали под гражданские нужды и уже на этот год запланировано серийное производство. Каждый агрегат будет стоить по 50 млн долларов США.
Дирижабли Airlander 10 уже сертифицированы, а разрешения на полёты выдали контролирующие учреждения как в ЕС, так и в США. Хотя путь к разрешениям не был гладким. В 2016 году во время испытательного полёта трос для швартовки зацепился за линии электропередачи и аэростат носом врезался в землю. В тот раз никто не пострадал, но уже в 2017 году прототип оторвался от швартовочных тросов и уносимый ветром ранил на аэродроме двух человек.
Кроме этой компании дирижабли представила международная корпорация Lockheed Martin со штаб-квартирой в США. Это один из крупнейших мировых поставщиков военной техники. Первый прототип P-791 был представлен ещё десять лет назад, также сертифицирован, а производитель заявляет, что серийное производство готов начать в любое мгновение. Были бы покупатели.
Глава израильского Atlas LTA Г. Верба говорит, что поддерживает всех конкурентов, поскольку если массовое производство удастся хоть одному, то это "откроет возможности нам всем".

Не для пассажирских перевозок

Lockheed Martin и Atlas LTA свои прототипы разрабатывают в первую очередь для грузовых перевозок в отдалённую местность, где не развита железнодорожная инфраструктура и нет аэропортов. Несмотря на то, что все производители в один голос говорят, что их модели можно адаптировать для пассажирских перевозок, сами они в это не верят.
Сейчас в мире используется лишь несколько немецких аэростатов Zeppelin NT, но всё это аттракцион для туристов. Дирижабли по прежнему ассоциируют с катастрофой "Гинденбург" в Нью-Джерси в мае 1937 года. В ней погибли 36 пассажиров.
Эта катастрофа и стала концом эры дирижаблей, а с тех пор мало кто пытался найти для них коммерческое применение. До сегодняшних дней. Тем более, что никто раньше не пробовал применять их для грузовых перевозок.