Наталия Шумилова президент САО "Медэкспресс" Дмитрий Борисов генеральный директор ООО "НТФФ “Полисан”" Ася Левнева директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина" Максим Рот управляющий директор ООО "Строительная фирма “ИРОН”" Геннадий Щербина президент группы "Эталон" Жанна Смирнова генеральный директор ООО "Александро–Невская мануфактура" Александр Лозовский директор розничной сети "Ситилинк" Александр Солонин генеральный директор СРО "Ассоциация частных клиник Санкт–Петербурга" Все статьи автора
29 января 2021, 06:00 52

Эксперты о 2021–м: планы и ожидания

Каким будет рынок страхования в 2021 году, предсказать сложно — многое будет зависеть от экономической ситуации, финансовых возможностей наших клиентов и актуальных приоритетов. 2020–й был неоднозначным: происходящее практически не затронуло обязательные виды страхования. Думаю, эта тенденция сохранится.

Что касается добровольных видов страхования — есть определённая инертность рынка, но сильная просадка произошла в некрупных секторах: например, страхование выезжающих за рубеж и мигрантов. Снизились продажи каско — вслед за сокращением доходов населения и изменениями в экономическом положении предприятий. Клиенты стали покупать более дешёвые или упрощённые программы в разных видах страхования. Но в целом серьёзной просадки в этом сегменте не было.

Поэтому, я думаю, в этом году не будет резкого падения по показателям продаж ДМС. Может, чуть скромнее станут программы или будет отмечено некоторое снижение за счёт наполненности полиса. При этом в обществе растёт понимание, насколько важна медицина, а получить часть услуг сегодня представляется возможным только благодаря полису ДМС: например, организовать плановую медпомощь или пройти диспансеризацию. Для нас ДМС является приоритетным видом страхования — поэтому мы оперативно развили механизм корректировки стоимости программ в случаях, когда наш страхователь не в состоянии оплачивать полный пакет В итоге объёмы ДМС в нашей компании в 2020 году увеличились.

Конечно, продолжится активная диджитализация отрасли. Уже появилось гораздо больше сервисов онлайн, разрабатываются новые приложения. В разы выросла популярность телемедицины, например востребована помощь психологов, — всё это вводится в программы. Многие компании, как и САО "Медэкспресс", работают над повышением информационной безопасности. Среди наших клиентов востребованы личный кабинет и мобильное приложение, обеспечивающие максимально оперативную связь с разными службами и отделами компании.

Думаю, предложения рынка продолжат быстро адаптироваться под ситуацию. Конечно, есть "классика", не изменились риски — но при этом появились некоторые особенности. Они отражены в дополнительных программах страхования или опциях.

У нас в компании были достаточно быстро учтены риски, связанные с COVID: перевод акцента на оказание помощи на дому вместо амбулаторных услуг для больных с признаками ОРВИ. Оперативно были введены в программы услуги по реабилитации для перенёсших COVID. Кроме того, появился дополнительный пункт страхования критических заболеваний, а именно выплаты при заболевании COVID и его последствиях.

Наступивший 2021 год для фармацевтической отрасли будет ознаменован несколькими глобальными трендами. Во–первых, это наращивание выпуска вакцины от коронавируса, которое приведёт к массовой вакцинации населения, в результате чего прогнозируется снижение заболеваемости и постепенное преодоление пандемии. Во–вторых, значимым событием станет запуск маркировки лекарственных средств 2.0. Должны быть учтены все критичные моменты первого запуска, сокращены абсурдные требования, и тогда весь процесс сможет нормализоваться. Сейчас многое делается для того, чтобы система выполняла именно те функции, которые в неё закладывали изначально, а не доставляла проблемы всей товаропроводящей цепи.

Также продолжится развитие интеграционных процессов нашей отрасли и взаимодействие её ведущих представителей с Евразийской экономической комиссией. Процесс движется очень сложно, и найти консолидированную позицию всех участников порой не представляется возможным.

Поскольку прошлый год оказался тяжёлым для всей экономики страны и для нашей отрасли в частности, от предстоящего, 2021 года ожидаем стабилизации рынка и планомерной активной работы. В 2020 году несколько месяцев приходилось действовать в авральном режиме, коллектив работал круглосуточно, и это, конечно, непросто.

Очевидным плюсом для медицинской и фармацевтической отраслей станет возобновление плановой госпитализации. Но для этого должен существенно снизиться поток пациентов с COVID. И, конечно, мы ждём нормализации работы научных баз и центров для активизации научного направления нашей деятельности в сфере разработки новых препаратов.

Задачи ставим перед собой адекватные, но скучать точно не придётся. В первую очередь планируем наращивать объёмы реализации наших лекарств благодаря новым показаниям, над которыми мы работали последние 3 года. Собираемся развивать контрактное производство. Мы накопили большой опыт, и наши партнёры получают продукты высочайшего качества, не уступающего европейскому. Ещё одно важное направление деятельности компании "Полисан" в 2021 году — завершение большого инвестиционного проекта на нашем дочернем предприятии в Белгороде и запуск производства трёх новых современных линий.

На сегодняшний день менеджмент компании "Полисан" имеет стратегию развития до 2025 года и активно её реализует, несмотря на трудности. Мы всегда находимся в стадии развития и не планируем останавливаться.

В будущее смотрю с умеренным оптимизмом и надеждой на лучшее, потому что по–другому вести бизнес непродуктивно.

В 2021 году платёжеспособный спрос и предложение продолжат сокращаться на фоне плавного повышения цен. Ажиотажный отложенный спрос летом–осенью 2020 года практически себя исчерпал, вымыв с рынка ликвидное предложение. Цены в Петербурге выросли на 26,4% по итогам года, достигнув абсолютных десятилетних рекордов. Такое подорожание жилья нивелирует выгоду от льготной ипотеки. При этом реальные доходы населения не растут. Сокращение спроса в 2021 году предотвратит дальнейшее ощутимое повышение цен. Квадратные метры будут дорожать сопоставимо показателям инфляции.

Другой важный фактор, который окажет влияние на уровень цен, — продолжение монополизации рынка. Финансово неустойчивые застройщики покидают рынок. Только за 2020 год объём предложения сократился на 30%. Лидерство нескольких девелоперов ведёт к ужесточению ценовой политики и снижению эффективности конкурентной борьбы.

В то же время качество проектов будет поддерживаться на высоком уровне в соответствии с концепцией развития лидеров отрасли и их наработанной годами репутацией. Продолжится тренд на сокращение лишних квадратных метров и создание умных планировок. На фоне роста требований потребителей к подорожавшей недвижимости будут развиваться технологии строительства и появляться качественные архитектурные проекты.

О том, что умные и эргономичные планировки пользуются повышенным спросом, мы можем судить и по своим покупателям. Например, в первых корпусах нашего ЖК бизнес–класса "Жемчужная гавань" на побережье Дудергофского канала вблизи Финского залива на данный момент осталось меньше 30 квартир. Все они с просторными кухнями–гостиными, высокими потолками и видом из окна на воду и парки. Самые же видовые, последние два корпуса этого ЖК будут выведены на продажу как раз в 2021 году.

Кроме того, в начале этого года "Балтийская жемчужина" завершит строительство пятиэтажной поликлиники для взрослых и детей с отделением скорой помощи и уже пятого по счёту детского сада в микрорайоне. Продолжится активное строительство полицейского участка, а также малоэтажных жилых кварталов бизнес–класса на побережье Финского залива Lotos Club и Riviera Club. Этими объектами с просторными планировками и оборудованными местами для каминов и саун мы завершаем жилую часть проекта "Балтийская жемчужина".

Стоит отметить, что у коммерческой составляющей микрорайона есть большой потенциал. Помимо офисных и торгово–бытовых помещений на территории строящегося ЖК "Жемчужная гавань" ещё остались свободные участки. Варианты наиболее функционального их использования уже рассматриваются руководством.

В строительном секторе занято большое количество организаций: это и непосредственно застройщики, и субподрядные организации с широким профилем деятельности, и производители строительных и отделочных материалов. Все эти представители малого и среднего бизнеса напрямую зависят от органичного развития отрасли в целом.

С каждым годом себестоимость строительства увеличивается, что уже привело к увеличению цены за квадратный метр как минимум на 40%. При этом стоимость услуг компаний, занятых в этом секторе экономики, не поднималась, а в некоторых случаях снизилась. Это значит, что уровень зарплат не растёт. Не случайно сегодня многие застройщики задаются вопросом: кто будет покупать строящееся на данный момент жилье ещё через 3 –4 года, если общая экономическая ситуация в стране не изменится?

Не секрет, что государство стимулирует продажи жилой недвижимости снижением ставки по ипотеке. Однако ипотека — это серьёзные обязательства, которые при долгосрочном исполнении оказываются не всем под силу. И есть опасения, что в ближайшее время появится большое количество людей, у которых банк будет вынужден забирать квартиры, потому что они не справились с финансовой нагрузкой. Таким образом, ипотека не спасёт строительную отрасль. Для её эффективной работы необходимо развивать все сектора экономики.

Наша компания вот уже почти 30 лет специализируется на сносе зданий и демонтаже сооружений, и мы не понаслышке знаем о всех сложностях, с которыми сегодня сталкиваются подрядные строительные организации. К сожалению, демпинг, присутствующий на рынке, диктует ценообразование на услуги в нашей сфере. Фактически их стоимость не повышалась последние 8 – 10 лет. Да и работы сейчас не так много, особенно если компания дорожит репутацией и не готова экономить на безопасности. Крупных проектов в городе мало. Яркий пример — одна из наших последних работ — демонтаж трёх пятиэтажек в рамках программы реновации хрущёвок на 2–й Комсомольской улице в Сосновой Поляне. Проект хороший, масштабный. Многие люди его ждут, надеются на улучшение жилищных условий. Но пока нет информации, будет ли в 2021 году продолжен демонтаж дальше. Всё упирается в нерасселённые дома, в проблему так называемого последнего жителя и в бюрократические процедуры. При этом в Сосновой Поляне более 50 домов, которые подлежат демонтажу и ждут своей очереди в адресной программе.

Закон о комплексном развитии территорий, который сейчас все ждут, по сути, нужен был ещё вчера. Потому что реально работать начнёт ещё нескоро. Именно поэтому в строительстве так важно целостное видение ситуации и возможность прогнозирования на несколько шагов вперед.

Мы сейчас в ситуации, когда произошло два глобальных сдвига. Первый — накопленные изменения в экономике, основанные на цифровизации, а также смена технологической парадигмы, которая происходит с внедрением искусственного интеллекта и диджитализации. Второй — столкновение технологического прогресса с влиянием ограничений из–за пандемии. История двойного удара по экономике отразилась и на отрасли девелопмента в целом. В 2021 году изменится работа многих бизнесов. Преобразования затронут и проекты редевелопмента, и управление бизнес–центрами, то есть все ключевые направления, которыми занимается УК "Александро–Невская мануфактура".

Если говорить о бизнесе и работе бизнес–центров в Петербурге, то мы оказываемся на достаточно узком рынке. Мы не являемся хабом для бизнеса: это не Лондон, Нью–Йорк или Москва. Поэтому изменения, которые коснулись глобально отрасли недвижимости, не так серьёзно бьют по Петербургу. Я говорю о снижении спроса на офисные помещения из–за перемещения транснациональных компаний. В принципе этот международный сегмент нас не сильно задел.

Учитывая, что основной запрос к нам предъявляют новые отрасли, прежде всего IT, требования к офисным помещениям меняются. Вероятно, один из основных вызовов нашему сегменту рынка — спрогнозировать и понять, как организовать современное бизнес–пространство. Новые требования будут связаны отчасти с пандемией: увеличится площадь на одного сотрудника; с другой стороны, трансформируется сам спрос на работу в офисах. Скорее всего, это будет режим коворкингов: не будет закрепления рабочего места за конкретным сотрудником, появится своеобразный "скользящий график" — и в этой связи абсолютно точно будут предъявлены дополнительные требования к уровню инженерии, энергообеспеченности помещений и уровню сервисов. Невероятно важными становятся эстетика и организация гибких пространств. Возможно, это будут сервисные офисы. Какие ещё запросы появятся от наших клиентов — покажет время. Поэтому одна из задач на 2021 год — создание концепции нового офиса.

Следующей целью на этот год является внесение изменений в систему управления: переход на распределённую модель, делегирование полномочий команде требуют разработки стандартов обслуживания, соблюдения чётких процедур и корпоративных правил. Только тогда мы сможем эффективно управлять нашими бизнес–центрами. Я считаю, что сегодня важна концентрация на сотрудниках компании и её клиентах — от этого зависит качество сервиса. И ещё один важный тренд этого года — решение вопросов экологии и соответствующая модернизация бизнес–центров. Мы движемся в данном направлении.

Минувший, 2020 год, несмотря на свою непредсказуемость и турбулентность, преподнёс нам много полезных уроков. Пандемия стала мощным катализатором диджитализации. Компании, которые смогли перестроиться, внедрить IT–технологии во внутренние процессы, во взаимоотношения с клиентами, преодолели этот тяжёлый период, а некоторые даже укрепили свои позиции на рынке.

В группе "Эталон" цифровая трансформация началась задолго до пандемии. Мы всегда видели в этом большой потенциал для развития компании. Происходит эволюция цифровых сервисов для подбора и покупки недвижимости. Первый шаг в этом направлении был сделан ещё в 2017 году, когда нами была внедрена услуга электронной регистрации договоров долевого участия с использованием цифровой подписи. Также разрабатывались и внедрялись digital–технологии, которые помогают клиенту определиться с выбором недвижимости и позволяют экономить его время. Мы запустили онлайн–туры по строящимся и готовым объектам. Группа "Эталон" быстро адаптировалась под новые условия и одна из первых смогла запустить дистанционные продажи. Поддержать спрос в ушедшем году удалось не только за счёт оперативного внедрения онлайн–продаж, но и благодаря госпрограмме субсидированной ипотеки. За счёт снижения процентных ставок покупатели смогли увеличить метраж приобретаемого жилья.

Важно подчеркнуть, что в период пандемии скорректировались и требования к продукту. Возрос интерес к более функциональным и эргономичным планировкам. Покупатели начали ценить возможность адаптации квартиры под разные задачи семьи. Когда квадратные метры можно зонировать не только на привычную обеденную и спальную зону, но и на рабочее пространство, место для отдыха или занятий спортом. Большое внимание стало уделяться благоустройству придомовой территории, внутренней инфраструктуре комплекса. Безусловно, мы учитываем эти тенденции и запросы в новых жилых комплексах группы "Эталон".

Подводя итоги 2020 года, стоит отметить, что он стал рекордным для российского рынка жилья и ипотеки. Группа "Эталон" реализовала 538 тыс. м2 недвижимости, а поступления от продаж составили 82 млрд рублей, что является самым высоким показателем за всю историю компании. Ещё одним значимым событием ушедшего года для группы "Эталон" стало утверждение амбициозной стратегии развития компании до 2024 года. Новая стратегия, диверсифицированный портфель проектов и предпринимаемые нами меры по повышению эффективности продаж в сочетании с благоприятными условиями на рынке недвижимости вселяют уверенность в достижении всех намеченных на 2021 год планов.

Отрасль здравоохранения в 2020 году работала в напряжённых условиях, связанных также с жёсткими требованиями на фоне сложной эпидемиологической ситуации. Но ограничения, которые были приняты, в том числе на плановую медицинскую помощь, сильнее всего ударили именно по сегменту частной медицины. В то же время среди населения возросло осознание ценности квалифицированной медицинской помощи, а забота о собственном здоровье вышла на первый план. Это повлияло на планы развития и отразится на деятельности негосударственных медицинских организаций в 2021 году.

Лидеры частной медицины Петербурга, которые сегодня входят в ассоциацию, планируют расширять спектр своей деятельности, а также географию своего присутствия. Это положительно скажется на системе здравоохранения в целом, и от этого выиграют прежде всего наши граждане. Наиболее актуальными направлениями для частной медицины в 2021 году будут лабораторная и инструментальная диагностика, в том числе КТ и МРТ, и, конечно, оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Благодаря внедрению персонального подхода к пациентам и сочетанию его с новыми требованиями к качеству в частных клиниках продолжит набирать обороты спрос и на первичную медицинскую помощь. Большие инвестиции планируются и в цифровизацию.

Если говорить о деятельности ассоциации, то в 2020 году было важно, что представители клиник активно участвовали в реализации механизма "регуляторной гильотины", многие избыточные требования законодательства были подкорректированы или отменены на основании информации, предоставленной членами нашей ассоциации. С нашим участием был начат проект на федеральном уровне по актуализации информации об имеющихся мощностях, об обращаемости в частные клиники, что способствует созданию единой национальной системы здравоохранения, независимо от формы собственности медицинских организаций. Поэтому в 2021 году мы продолжим подготовку предложений по совершенствованию законодательства от ведущих частных клиник Петербурга, а также будем участвовать в деятельности рабочих групп и комиссий с целью улучшения взаимодействия с органами государственной власти.

В 2021 году вступит в силу закон № 248–ФЗ о контрольно–надзорной деятельности, который, по сути, должен дать толчок переходу от тотального контроля со штрафными санкциями к тактике предупреждения нарушений. Ассоциация как саморегулируемая организация всегда выступала за внутренний контроль и консультационный подход в контрольно–надзорной деятельности. Поэтому в этом году продолжится работа по снижению административного давления на клиники.

Прошлый год оказался прорывным для сферы торговли в части перехода из офлайна в онлайн–формат. Однако, несмотря на бурное развитие интернет–торговли, было бы неправильно рассматривать её как отдельный сегмент экономики. Скорее она является дополнительным источником взаимодействия между потребителем и продавцом. E–commerce существует уже давно, но в 2020 году он вышел на качественно новый уровень. В локдаун многие покупатели были вынуждены освоить электронный способ приобретения товаров, а в результате поняли, что это удобно, безопасно и экономит время. Предприниматели быстро сориентировались, запустив сервисы оперативной доставки и значительно повысив исполняемость заказов.

В сегменте продаж бытовой техники и электроники большую роль сыграл массовый переход на удалённую работу. Необходимость организации домашнего рабочего места стимулировала продажи такой техники, как принтеры, наушники, различные устройства ввода информации. Веб–камеры и вовсе исчезли из магазинов. Несмотря на развитие онлайн–торговли, поведенческие особенности покупателей остались прежними. Онлайн– и офлайн–торговля будут гармонично дополнять друг друга, причём приоритетными в офлайне будут те покупки, которые требуют "тактильного" знакомства с товарами во время выбора.

Из негативных факторов, которые в 2021 году будут давить на рынок, — снижение покупательной способности на фоне общего падения доходов населения. Это не отразится на обязательных тратах, таких как продукты, коммунальные услуги, транспорт и сотовая связь. Но процент приобретения бытовой техники, например, снизится.

Ещё один момент — дефицит, он вызван простоем производственных предприятий в периоды эпидемиологических ограничений. Складские запасы постепенно истощаются, и веб–камеры — лишь один из примеров.

Тем не менее мы позитивно смотрим в будущее и готовимся к большому объёму работы. Среди наших первостепенных задач на 2021 год — продолжение географической экспансии, открытие новых магазинов и пунктов выдачи. Мы также хотим сделать свои товары более доступными для потребителя за счёт открытия региональных складов, увеличения ассортимента и интеграции с различными логистическими операторами. Очень важное направление нашей деятельности — расширение товарного портфеля. Мы уже вышли за границы продаж исключительно бытовой техники и электроники, добавив детские товары, сантехнику, автотовары и электрику.

Ожидаем, что 2021 год станет для нас годом скачкообразного увеличения ассортимента и усовершенствования сервисов, которые сделают покупки в "Ситилинк" ещё удобнее и выгоднее.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама