Эксперты о 2021–м

В 2020 году наша сеть развивалась почти в 3 раза быстрее, чем мы планировали в начале года. Мы оперативно пересматривали стратегические планы и активнее шли с быстрым мобильным интернетом туда, где в условиях локдауна он был нужнее. Мы работали не только над улучшением качества связи. Например, в середине осени прошлого года "МегаФон" запустил в Санкт–Петербурге и Ленинградской области новый сервис Voice over WiFi — новую технологию передачи голосового трафика, благодаря которой абоненты могут звонить через Wi–Fi–сети. Ещё ранее в рознице наших многочисленных партнёров началась продажа сим–карт с саморегистрацией. Клиентам мы предложили сервис "Мобильный ID", решение для дистанционного мониторинга здоровья на базе платформы интернета вещей, бизнес–сервисы, предназначенные для упрощения перехода на удалёнку и работы в новом режиме, и многие другие.
В целом же главным трендом прошлого года стала цифровизация. Она коснулась как нашей повседневной жизни, так и бизнес–процессов. Цифровой прорыв случился в госуправлении, здравоохранении, гигантские шаги в цифровом развитии сделали те отрасли, где раньше этот процесс только начинался.
Поменялось отношение к удалённой работе. Огромным спросом в период изоляции начали пользоваться облачные решения, удалённые рабочие столы, сервисы видеоконференций, виртуальные АТС. Например, у "МегаФона" выручка от облачных сервисов и решений для проведения видеоконференций выросла практически в 2 раза, от виртуальных АТС — в 1,5 раза. Внедрение подобных решений дало начало новому этапу цифровизации бизнес–процессов. Компании быстро увидели их эффективность, и сервисы, на которые бизнес переходил вынужденно, превратились из временных рабочих инструментов в постоянные.
На новый уровень вышли и другие сферы жизни — образование, развлечения, общение. Для людей жизнь сосредоточилась в смартфоне: с его помощью общаются, работают, совершают покупки и т. д. Как итог — растёт потребность в высоких скоростях передачи данных, объёмах трафика и качестве связи. А бизнесу жизненно необходимы цифровые инструменты для организации работы в новых условиях. В выигрыше тот, кто будет придерживаться этой стратегии.
Однако, несмотря на закономерный отток пользователей, который ждёт некоторые цифровые сервисы после возвращения жизни в привычное русло, пользователи успели в полной мере оценить их преимущества, а значит, в дальнейшем они будут развиваться активнее и быстрее. Нас ждёт ещё более глубокий уровень цифровизации. При этом позитивное отношение общества к этому тренду мы видим уже сейчас.
Несмотря на то что в прошлом году на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки экономика города значительно просела, а многие предприятия были вынуждены вовсе прекратить свою деятельность, спрос на бухгалтерские услуги сохранился на высоком уровне. Однако изменилась специфика обращений, как и сам порядок работы на рынке.
Было непросто. Все вопросы приходилось решать оперативно, оставаясь при этом в рамках закона. Чтобы максимально помочь клиентам, мы старались быть чуткими и деликатными, сохранять индивидуальный подход. Нами были составлены шаблоны действий в самых разных ситуациях, мы предоставили тысячи рекомендаций клиентам, с которыми наши сотрудники сверялись, проверяли актуальность данных и работали в режиме повышенной нагрузки при постоянно изменяющихся фактах.
Те консалтинговые компании, которые смогли вовремя перестроиться на режим удалённой работы и принять тот факт, что решать необходимо нестандартные задачи и в большом количестве, безусловно, не испытывали недостатка в работе. Более того, не все штатные специалисты бухгалтерского дела оперативно отреагировали на изменения, в связи с чем также возрос спрос на консалтинговые услуги на аутсорсе. К тому же те компании, которые не просто сохранили, но и приумножили выручку, в этот непростой период смогли поддержать клиентов, предоставив наиболее нуждающимся скидки и гибкие системы оплаты на обслуживание. Так, в компании "Мегаконсалт" появилось много новых клиентов, что позволило остаться на плаву и сохранить в кризисное время заработную плату на должном уровне. В 2021 году мы продолжим с ними плодотворную деятельность, так как и в экономике города в целом, и на законодательном уровне, безусловно, будут происходить изменения, которые потребуют оперативных и в то же время взвешенных решений от бизнеса.
Что касается трендов 2021 года, то эксперты рынка консалтинговых услуг уверены, что будущее — за максимальной автоматизацией всех процессов и перестройкой имеющихся систем коммуникации. Ведь внедрение передовых технологий в бухгалтерские процессы позволяет сосредоточиться на качестве консультационных услуг. Устранение ручных и повторяющихся задач открывает компаниям возможность тратить больше времени на анализ данных, предоставление информации и консультаций своим клиентам. Бухгалтеры всё чаще будут брать на себя роль консультантов с уникальными наборами навыков. Таким образом, консалтинг будет сочетать в себе функции бухучёта и финансового консультанта. И если часть бухгалтерской работы может быть делегирована машинам, то принятие решений всегда будет находиться в руках профессионалов и экспертов.
Скорость принятия решения о покупке недвижимости в первичке стала одним из главных факторов успеха. Аналитики рынка уже в сентябре 2020 года начали говорить о вымывании ликвидных предложений — однако цены продолжили расти, как и спрос: правда, последнее будет подтверждено чуть позже, так как срок оформления документов в Росреестре существенно увеличился. За 9 месяцев по Петербургу была озвучена цифра 60 тыс. ДДУ. За такой же период объём нового предложения в сравнении с 2019 годом на 28% меньше.
Ожидание покупателю не на руку. Специалисты говорят о росте цен в 2021 году ещё на 15%. Спад ажиотажа прогнозируют реже — недвижимость остаётся одним из стабильных инвестиционных инструментов, а программа льготной ипотеки продлена. При этом, по подсчётам экспертов, успевшие купить квартиру в новостройке без займа в I квартале 2020–го уже "заработали" на ней порядка 10%. Простой пример: в ЖК "Лондон Парк" в начале года 1 м2 стоил 121 тыс. рублей, а в конце года — 126 тыс. Двушка площадью 43,48 м2 прибавила в цене 217 тыс. рублей.
Но в этой спешке потребителю важно не забыть об изначальных целях приобретения, личных предпочтениях, но главное — параметрах ликвидности, главный из которых хорошая локация: транспортная доступность, инфраструктура, окружение, перспективы района.
На наших глазах первичка уходит в прошлое, весь строительный рынок реконструируется. Сейчас мы видим более тесную коллаборацию застройщиков с банками. Благодаря новым правилам, эскроу–счетам, проектному финансированию и в силу запуска программы льготной ипотеки, при которой в прошлом году мы видели рекордные размеры ставок. В том числе в компании "Л1" были разработаны партнёрские антикризисные программы, когда минимальная ставка доходила до 0,4% годовых на первые 8 месяцев при покупке готовых квартир.
Да, 2020 год оказался сложнее, чем предыдущие, потому что новые правила игры и новые условия, обстоятельства жизни — я имею в виду пандемию — очень перестроили внутренние алгоритмы всех застройщиков, ряд организационных процессов. Мы научились работать на удалёнке, научились онлайн–продажам и онлайн–показам, digital–технологии прочно вошли в нашу жизнь. Но тем не менее стройки у нас — компании "Л1" — не останавливались ни на один день.
Мы все понимаем, что сейчас довольно сложная эпидемиологическая обстановка и непростая экономическая ситуация: люди теряют работу, доход. И это основная опасность, к сожалению, плохо прогнозируемая не только для строительного рынка, но и для экономики в целом. Тем не менее я думаю, что если не усугубится ситуация с коронавирусом, то до конца года никаких сильных потрясений на строительном рынке не будет.
Мы почти уверены, что ограничения, связанные с пандемией, продлятся как минимум до лета 2021–го. И сейчас мы очень ждём того момента, когда частные игроки активно подключатся к вакцинации населения от коронавируса.
Конечно, и в прошлом году частные клиники не стояли без дела. С самого начала пандемии мы активно помогали городу бороться с вирусом: передали в больницу Боткина наши аппараты ИВЛ, подключились к работе городской скорой, принимали в нашем стационаре по ОМС тех, кому нужна срочная хирургическая помощь. А также продолжали проводить услуги химиотерапии и ЭКО по ОМС. Кроме того, мы делали КТ пациентам с подозрением на COVID–19 по спецтарифу ОМС, разработанному совместно с комитетом здравоохранения Петербурга. К нам поступало много пациентов по экстренным вызовам, так как городские больницы были перепрофилированы для приема пациентов с коронавирусом.
Кроме того, это время мы использовали для внедрения новых технологий, в том числе запустили телемедицинские приёмы, частично на бесплатной основе. Но, конечно, ни тесты, ни онлайн–приёмы не могли компенсировать падение доходов частной медицины. Ещё летом было понятно, что по сравнению с прошлым годом мы заработали в 2 раза меньше.
Конечно, у частных клиник в 2021 году работы будет явно больше по двум причинам. Во–первых, пандемия точно будет сдавать позиции за счёт вакцинации и увеличения количества переболевших — и люди перестанут бояться обращаться в клиники за помощью. Во–вторых, для многих, кто отложил в прошлом году плановые операции, станет невозможно откладывать их дальше. Мы уже сейчас видим обострение проблем из–за прошлогоднего ограничения помощи, перенесённого стресса и от других причин.
В наступившем году существенные изменения ждут клиники репродуктивного здоровья: идёт активное обсуждение закона о суррогатном материнстве. Вспомогательные репродуктивные технологии — одно из наших ключевых направлений, и мы, конечно, внимательно наблюдаем за происходящим. С одной стороны, поддерживаем более чёткое и понятное регулирование в отрасли. С другой — надеемся, что ограничивать использование этого метода не будут. Для многих это единственная надежда, и благодаря суррогатному материнство тысячи семей стали родителями здоровых детей. Это непростое, но важное дело.
Наши стратегические задачи на 2021 год состоят в следующем: предлагать профессиональную медицинскую помощь по мировым стандартам, быть рядом во всех форматах — очно в клинике и онлайн. И быть максимально внимательными — в удобстве, в коммуникациях, в тёплом взгляде и готовности помочь во всём.