"По пути к разорению": 200 аэропортов Евросоюза на грани банкротства

Автор фото: EPA/Vostock-photo

При этом до сих пор не доказана связь между ростом заболеваемостью коронавирусом и активными авиаперелётами, утверждают представители европейской отрасли.

Повторение весны

Европейские аэропорты быстро возвращаются к трагическим для себя весенним показателям и в очередной раз взывают о помощи к властям, пытаясь убедить их в том, что пришло время перестать идти по пути ограничений и нет никакой прямой связи между пандемией COVID-19 и уровнем потока пассажиров.
Не так давно в Брюсселе состоялся конгресс международной ассоциации ACI, которая объединяет мировые аэропорты, однако в этот раз говорили преимущественно о странах ЕС. Там и представили печальную для европейской отрасли статистику.
Генеральный директор ACI Europe Оливер Янковец назвал представленные данные "суровой реальностью" и предупредил, что финансовое положение аэропортов будет только ухудшаться.
По данным организации ACI Europe, пассажиропоток в аэропортах Европы, а речь не только о странах ЕС, но и всего континента, в том числе и России, сократился в этом году на 81%. Если в 2019 году европейские аэропорты (в том числе и РФ, Турция, Белоруссия и все другие страны, которые относятся к континенту) обслужили 2,43 млрд человек, то до 15 ноября 2020 года — на 1,5 млрд меньше.
Спад пассажиропотока в Евросоюзе, Швейцарии и Великобритании за год составил 86%.
"В этих аэропортах наблюдается быстрое снижение количества пассажиров. В связи с продлением карантина во многих странах, авиакомпании продолжают сокращать активность. И это только усугубляет ущерб, вызванный и без того жёсткими ограничениями на пересечение границ. В нынешней ситуации пассажиропоток возвращается к очередному полному спаду, аналогичному тому, который мы испытали во втором квартале года, когда трафик упал на 96%", — говорит О.Янковец.

Смена лидеров

При этом аэропорты стран, которые действуют не в ЕС, Швейцарии или Великобритании, показали лучшую динамику. По данным ACI Europe, самые лучшие результаты зафиксированы в Турции и России, в которых, как говорили во время конференции, продолжали активно действовать внутренние перелёты. Падение пассажиропотока в РФ и Турции составило 59%, при этом такой показатель оказался "дном" и дальше статистика не ухудшалась. Это намного лучше, чем в целом по ЕС, что сразу же отразилось на рейтинге самых загруженных аэропортов континента.
Например, первое место в рейтинге самых загруженных аэропортов сентября заняла турецкая "Анталия". При том, что спад в этом аэропорту за год составил 53,3%. Он обслужил всего 2,25 млн пассажиров, но этого оказалось достаточно для первого места в Европе. Общий спад можно сравнить с британским "Хитроу", который в 2019 году обслужил 6,7 млн пассажиров.
Ну а дальше в общеевропейском рейтинге следуют московские "Шереметьево" и "Домодедово", два стамбульских аэропорта, затем московский "Внуково" и Петербургский "Пулково".
Парижский аэропорт "Шарль-де-Голль" только на 8-м месте, амстердамский "Схипхол" на девятом, а до пандемии бессменный лидер — британский "Хитроу" — в сентябре только замыкал десятку лидеров.

На грани разорения

Во время конгресса представители ACI Europe предупредили, что в принципе существует риск резкого закрытия множества европейских аэропортов, поскольку проблемы с ликвидностью сохраняются, а усилия по привлечению хотя бы некоторых рейсов заставляют предлагать услуги гораздо ниже затрат. То есть тотальная работа в минус. По оценкам организации, около 200 из 750 коммерческих аэропортов Европы находятся на грани банкротства.
"В настоящее время европейские аэропорты "сжигают" около 350 млн евро. Хотя из-за значительного сокращения затрат эта сумма снизилась с 600 млн во втором квартале, но это попросту неустойчивое положение, и нужна срочная государственная поддержка", — говорит О.Янковец.
На данный момент 20 крупнейших европейских аэропортов суммарно сократили эксплуатационные расходы на 3 млрд евро и отложили запланированные инвестиции ещё на 2,6 млрд евро. Однако база фиксированных затрат аэропортов, масштабы и необходимость поддерживать определённый уровень обслуживания, даже при нарушении из-за пандемии, ограничивают возможности для дальнейшей экономии.
Генеральный директор аэропорта Мюнхена и президент ACI Europe Йост Ламмерс уверен, что новости об эффективной вакцине дают повод для надежды, но аэропорты и весь авиационный сектор больше не могут ждать. Решения нужны прямо сейчас. По его словам, необходимо отменить ограничения на поездки и заменить обязательную самоизоляцию после полётов в другие страны тестами на COVID-19.
"Ограничения работают только в той мере, в какой их можно эффективно внедрить. Все мы знаем, что это очень сложно и не всегда удаётся. Предположение о том, что карантин — это метод с нулевым риском, необходимо пересмотреть", — поясняет он.
При этом глава европейского отделения ACI уверен, что нет "статистически значимой связи" между пассажиропотоком и уровнем заболеваемости COVID-19. Управляющий мюнхенского аэропорта основывает это заявление на данных за лето — число пассажиров резко выросло в июле и августе, но заболеваемость во многих странах не увеличилась.
Представители Европейского центра по профилактике и контролю заболеваний (ECDC) также ранее заявляли, что когда вирус уже распространился, ограничения на поездки не являются эффективной мерой.
Й.Ламмерс утверждает, что одобренные Европейской комиссией экспресс-тесты на антигены — это шаг в правильном направлении, но они должны быть дополнены более эффективным сотрудничеством между странами и отслеживанием контактов на европейском уровне.
"Мы очень разочарованы отсутствием эффективной координации и прогресса по всем этим вопросам на уровне ЕС. Ежедневно это губительно для средств к существованию. Многие из наших людей уже потеряли работу, и в ближайшие недели их ждут ещё большие потрясения", — предупредил Й.Ламмерс.