Прошедший ноябрь стал для мировых фондовых рынков лучшим за несколько десятилетий. Некоторые индексы показали наибольший месячный прирост с конца 1980–х. Например, американский Dow Jones Industrial Average шагнул вверх на 11,8%. Таких широких шагов (в процентном выражении) этот индекс не делал с января 1987 года. А таких позитивных ноябрей у Dow Jones не было с 1928 года.
Сводный индекс крупнейших предприятий Европы Stoxx Europe 600 прибавил за месяц 13,8%, что стало максимальным результатом с начала расчёта, то есть с 1986 года. Российский индекс РТС, рассчитываемый по котировкам в долларах США, вырос за месяц более чем на 20%. Это тоже рекордная динамика более чем за 10 лет, с мая 2009 года.
Аналитики объясняют небывалую эйфорию на рынках в основном новостями о вакцинах против вируса COVID–19 и снятием неопределённости вокруг президентских выборов США. После вступления в должность нового американского лидера Джо Байдена, как ожидается, с удвоенной силой продолжится денежное стимулирование экономики. Тем более что министром финансов он хочет сделать экс–главу Федеральной резервной системы Джанет Йеллен, которая зарекомендовала себя как последовательная сторонница монетарных стимулов.
То есть пандемия, как раcсчитывают инвесторы, скоро сойдёт на нет благодаря вакцинам, зато напечатанные деньги, с помощью которых многие страны мира, не только США, боролись со спадом экономики, останутся. И вызовут инфляцию если не на потребительском рынке (туда, как показывает практика, свеженапечатанные деньги доходят с большим трудом), то на фондовом. Собственно, уже вызвали, потому что индексы акций во многих странах находятся на исторических максимумах. Тот же Dow Jones, к примеру, впервые в истории пробивавший в ноябре круглую отметку 30 000 пунктов.
Вроде бы всё замечательно — живи и радуйся, фиксируй часть прибыли от роста котировок и закупай рождественские подарки. Только исторические параллели не дают расслабиться. Ведь именно в 1987 году, через несколько месяцев после рекордного роста Dow Jones, случился "чёрный понедельник", 19 октября, когда за одну торговую сессию этот индекс рухнул на 22,6%. Тот октябрь закончился для него падением на 23,2%. А через несколько месяцев после рекордного ноября 1928–го начался растянувшийся на несколько лет обвал Dow Jones на 90% и Великая депрессия.