Новый год в стиле локдаун: как пандемия меняет привычки петербуржцев и бизнеса

Автор фото: Михаил Метцель/ТАСС

Высокий сезон вкупе с коронавирусными запретами грозят одновременно убытками и взрывным ростом для различных отраслей бизнеса. Россиянам предстоящие каникулы в пандемию сулят новый опыт, пусть и не всегда соответствующий духу праздника.

Федеральные власти и Смольный намерены действовать точечно и не введут тотальный локдаун, уверены опрошенные ДП аналитики и представители бизнеса в разных сферах. Между тем, и без масштабных ограничений россиян ожидают новогодние каникулы в экстренном режиме.
Вторая волна пандемии пришлась на высокий сезон для индустрии отдыха, а значит ударила сразу по десятку отраслей, подняла цены на услуги и радикально ограничила выбор. О резком падении оборота уже отчитываются отельеры, сфера культуры, туризм. В Петербурге закроют ночное метро, всю новогоднюю программу урежут до шоу с экранов и редких согласованных торжеств.
Выйдет ли эпидемия на плато и затухнет, сказать могут только санитарные врачи, но уже сейчас очевидно — коронавирус никуда не исчезнет в ближайшие месяцы. В этих условиях горожане и бизнес обживаются в этой реальности, под угрозой волны банкротств и безработицы.
Впрочем, это наиболее пессимистичный сценарий и уроки первой волны напрасными не оказались. Более того, повсеместный онлайн, если не открыл россиянам новый дивный мир, то укрепил на пути к новой потребительской парадигме, чему немало способствует взрывной рост e-commerce. Утверждать, что россияне на Новый год потеряют работу и досуг, а бизнес — рост, пока преждевременно. До публикации ковидной статистики после долгих каникул.

Заболевшая экономика

Ограничения на деятельность ряда сфер экономики (туризм, общепит, сектор развлечений) в пик высокого сезона ударят по ним очень серьёзно, констатирует Павел Сигал, первый вице-президент "Опоры России". По разным оценкам, с рынка может уйти до 25% предприятий общепита (бары, рестораны), около 30% гостиниц могут закрыться в начале следующего года, до 50% туристических фирм могут не восстановить свою деятельность.
"Это общие данные по России, но при этом отмечается, что наиболее пострадавшими станут крупные города и столицы, так как эти сферы в мегаполисах больше развиты и больше приносят в бюджет. В Петербурге особенно пострадает сфера общепита — известно, что город носит звание "столицы баров и кафе", этот сектор очень развит и рынок переполнен", — напоминает Сигал.
Валерий Емельянов, аналитик "Фридом Финанс", обращает внимание на удар по сектору туризма и общепита. В обычные годы почти половина туристов в Петербурге — это иностранцы, напоминает эксперт. В этом году международный поток в период карантинов сократился более, чем на 90%, а местами просто обнулился. Внутренний туризм, отмечает Емельянов, компенсирует эти потери лишь отчасти, он и сам упал на треть по сравнению с предыдущим годом. "Соответственно можно констатировать, что Петербург в последнем квартале недополучит как минимум 65% доходов от туризма, а при негативном сценарии до 80%", — прогнозирует аналитик.
По его мнению, для гостиничных сетей и ресторанов, которые умудрились пережить 8 месяцев пандемии, ещё пару месяцев простоя не станут катастрофой. "Но понятно, что долговая нагрузка на бизнес в среднем продолжит расти. Первая волна банкротств может начаться с весны 2021, если власти не предпримут защитных мер", — резюмирует аналитик "Фридом Финанс".
Инна Анисимова, гендиректор коммуникационного агентства PR Partner соглашается, спад индустрии очевиден ещё до начала высокого сезона. "По сравнению с предыдущим годом наши обороты по ивент-направлению стали заметно ниже. Теперь клиенты не запрашивают рестораны, конференц-залы и прочее под события, в том числе, корпоративы, онлайн-площадки чаще всего обходятся дешевле. Плюс некоторые просто затянули пояса и сократили бюджет или отказались от мероприятий в принципе", — говорит Анисимова.
"Пострадало офлайн-образование, языковые школы закрываются пачками, развлекательная и ивент индустрия сейчас практически заморожены. Большой вопрос, выживут ли они к весне, и что от них останется, даже если выживут", — говорит Виктория Егоренко, директор агентства Molinos.
Впрочем, Наталья Мильчакова, замглавы ИАЦ "Альпари", отмечает, что удар не настолько серьёзный, как весной текущего года. На внутренний туризм и работу гостиничного бизнеса ограничений нет, за исключением случаев, когда некоторые регионы по инициативе властей и рекомендациям Роспотребнадзора вводят ограничения. В наибольшей степени, считает она, страдает международный туризм и авиаперевозки, чем внутренний туризм.
В Alpari ожидают, что в текущем году сфера общепита может лишиться трети выручки, авиаперевозчики потеряют половину годовой выручки, гостиничный бизнес и туризм — 60–70%. При этом, подчёркивает Мильчакова, в текущем кризисном году мы не слышали ни об одном громком банкротстве ни одного туроператора федерального значения, ни одной авиакомпании, хотя в прошлые годы, когда кризиса не было, с рынка ушли несколько крупных игроков.
"Однако не исключено, что после того, как господдержка закончится, то есть в 2021–2022 годах, банкротства некоторых компаний будут возможны. В группе риска — убыточные компании с высокой долговой нагрузкой", — прогнозирует эксперт.
"Всё равно самолеты по России будут летать, и людям всё равно где-то нужно ночевать, что-то есть, как-то развлекаться. Глобально все сейчас, и бизнес, и государство, и люди, в ожидании, что будет дальше, в начале нового года с ситуацией с вирусом", — уверен Алексей Биляк, глава филиала "ЦКТ" СПб.

Перестройка и корпоративы онлайн

Госсподдержка в пандемию, уверена аналитик Alpari, оказалась серьёзным подспорьем для бизнеса и позволила избежать массовых банкротств. Более того, кредитные каникулы для пострадавших отраслей в развитых странах Европы и Америки не вводились, напоминает она.
Однако опрошенные ДП эксперты также считают, что бизнесу в России в любом случае нужно трансформироваться, не дожидаясь помощи от государства. А потребителям услуг, в свою очередь, привыкать к новой нормальности, на время отказавшись от привычных запросов.
"Это веление времени — кто смог перестроить свою работу таким образом, сохранил часть прибыли или даже нарастил её, почувствовал большие плюсы в такой перестройке. А для кого-то пандемия стала таким испытанием, которое бизнес не пережил", — уверен Павел Сигал.
Более того, бизнес адаптируется к цифровизации гораздо легче, чем государственные учреждения, вмешательство государства в этот процесс лишь замедлит перестройку производственных и распределительных цепочек, считает аналитик "Фридом Финанс".
"В идеале надзорные и регулирующие органы должны не мешать модернизации экономики, но на практике мы видим, что, например, вопрос о доставке лекарственных препаратов на дом может решаться годами. Бизнес за это время уже нашёл для себя лазейки и обслуживает клиентов так, что это удобно и продавцу, и покупателю", — приводит пример Валерий Емельянов.
"Ещё в первую волну у многих были предубеждения по поводу удалённой работы, особенно как организовать работу клиентскому отделу, бухгалтерии, кадровику, HR отделу удалённо, то сейчас даже у самых убеждённых офисных работников вопросов не возникает. Технологии и бизнес-процессы подстроились под реалии", — соглашается представитель Tvil.ru Оксана Шустикова.
Глава PR Partner, однако призывает не спешить с онлайном, поскольку, например, для сферы услуг он никакого значения не имеет и ограничения становятся проблемой. "Сложно представить, как сфера услуг полностью перейдёт из офлайн в случае тотального локдауна. Рекламировать и продавать продукт в сети — реально. Оказывать услуги — нет. Покупать сертификаты на будущие посещения, наборы для самостоятельного ухода и прочее: всё это не решает потребности клиентов. Невозможно самостоятельно сделать себе массаж, который выполняет профи с опытом 25 лет", — напоминает Инна Анисимова.
Ивент индустрия понесёт убытки, поскольку Новый Год в некоторых случаях мог кормить весь будущий год, но сейчас придётся перестраиваться на какие-то малобюджетные мероприятия, и онлайн в этом случае проблему никак не решит, соглашается Марк Шерман, управляющий партнер агентства B&C Agency.
"Не стоит использовать хороший рабочий инструмент в качестве развлечения. Устроить такое можно разве что в случае одиночества или если люди волею судеб оказались в разных городах и странах. Но это было известно и раньше, здесь нового нет. Так что Новый Год будет только семейным", — уверен он.
Ему возражает Инна Анисимова, глава PR Partner: корпоративы онлайн могут быть интереснее, чем в офлайн. Ведь можно сделать глобальный ивент, с участниками из разных стран или городов, а также продумать сценарий. "Онлайн-квест, в котором участники получают новое задание раз в неделю и посылки для их выполнения. Такие проекты мы уже сделали для Madanes и IBS. Финалом квеста может стать онлайн-вечеринка с доставкой угощений и подарков на дом каждому сотруднику. Алкоголь на улице — холодно, грустно и небезопасно", — поясняет она.
В итоге на грядущих новогодних каникулах первые несколько дней многие "проведут на стриминговых площадках в пижамах". "А потом захочется разнообразия, несмотря на то, что праздничные гуляния отменены — выйти на улицу дать глазам отдохнуть", — считает Анисимова.

На крыле пандемии

Впрочем, пандемия принесла не только ограничения и работу в режиме форс-мажор. Отдельные сегменты рынка, в первую очередь, e-commerce и доставка, оказались в уникальной ситуации, редком сочетании ключевых факторов для роста: высокий сезон распродаж совпал с вынужденной самоизоляцией. По мнению участников рынка, эта ситуация не только упрочит цифровизацию услуг, но и заложит фундамент в новой культуре потребления.
"Новая парадигма потребления появится не в каком-то обозримом будущем, а уже сформировалась на наших глазах во время режима самоизоляции. Просто переход произошёл очень быстрыми темпами, так как кризис был шоковым фактором для экономики и покупателей", — считает Артём Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал". Он подчеркивает, что даже после того, как ограничения на передвижение были сняты, люди продолжили пользоваться всё той же доставкой всего.
Если ещё в начале года на рынке доставки был только каждый пятый бизнес, то из-за пандемии к апрелю 2020 года эту опцию предложила каждая третья компания из FMCG-сектора, подтверждает Данил Шелехов из "Яндекс.Маршрутизации". Тренд на доставку постепенно трансформировал покупательские предпочтения и вошёл в привычку, уверен аналитик. "Если ретейлеры не успеют найти требуемое количество ресурсов и убедиться, что их технология работы поддерживает взрывной рост спроса, то они рискуют потерять на праздничном ажиотаже, а не заработать", — предупреждает он.
Андрей Мякин, директор по продажам СДЭК, приводит и другие доводы в пользу новой парадигмы потребления: новые реалии существенно спровоцировали возрастную группу 50+ на получение товаров и услуг онлайн. В свою очередь, это повернуло очень многих продавцов и производителей в сторону e-commerce. "Те, кто раньше был завязан на мелкие оптовые продажи, теперь начали формировать розничные интернет-магазины, тем самым способствуя росту культуры интернет-потребления", — поясняет Мякин.
По оценке аналитика, глобально потребительская культура двигалась в среднем с перетоком в онлайн в диапазоне от 2 до 3% ежегодно за последние 6 лет. "Сейчас мы видим, как минимум, двукратное увеличение данного показателя. Безусловно, это стимулировано, в том числе ограничительными факторами, а не реальной конкуренцией", — подчёркивает он.
Вместе с тем, размер объёмов декабря, по оценке СДЭК, будет равен объёму двух стандартных календарных месяцев. "Да, рост будет, но говорить о том, что он связан исключительно с влиянием пандемии, не приходится", — обращает внимание эксперт.
Валерий Емельянов, аналитик "Фридом Финанс", подтверждает это мнение: онлайн-ретейл растёт в рамках тех трендов, которые сложились ещё до пандемии. По его словам, для онлайн-бизнеса пандемия с одной стороны стала кризисом, как и для всех (старые клиенты стали меньше тратить), с другой стороны произошёл приток новых клиентов, которые компенсировали это падение.
"Вот как раз благодаря приросту клиентской базы сейчас и происходит смена парадигмы потребления. Те, кто распробовали удалённые каналы продаж, по большей части уже не хотят возвращаться к оффлайн-сегменту", — резюмирует аналитик.