dp.ru Все статьи автора
25 ноября 2020, 18:26 3808

Между обществом и бизнесом: что мешает Петербургу избавиться от мусора

Фото: Тихонов Михаил

Среднестатистический житель России производит около 1,1 кг мусора в день, в год это примерно 400 кг. В Петербурге, где по официальным данным население составляет чуть более 5 млн человек, в день производится порядка 5,5 тыс. тонн мусора, в год — 20 млн тонн. Для сравнения, это около трети от годового грузооборота Большого порта Санкт-Петербург.

Решением мусорной проблемы может стать переработка отходов, но для этого необходима слаженная система взаимодействия между жителями Петербурга, городскими властями и бизнесом, рассказали участники онлайн-дискуссии "Зелёный Петербург: от ответственного производства к осознанному потреблению".

Мусорный компромисс города и области

Мусорный компромисс города и области

10728
Сергей Фермилов

Пластиковый город

Вопрос утилизации отходов обсуждается в России уже не первый год, к тому же проблема усиливается по мере роста производства товаров и упаковок. Наиболее опасными являются те виды отходов, которые имеют длительный срок разложения: стекло, алюминиевые, жестяные банки, аккумуляторы и, конечно, пластик. Как показала экспедиция Greenpeace России на Черное море, 94% всего мусора на побережье приходится на пластик, из них 92% — это одноразовый пластик.

Экологи считают, что выходом может стать сокращение производства и реализации товаров из пластика в России, как это сделано в Европейском союзе. В ЕС запрет на производство и продажу ряда пластиковых изделий одноразового использования вступает в силу уже в 2021 году.

Ещё одной мерой для решения проблемы с загрязнением является повторное использование материала, что уже реализуется в ряде регионов страны. Но с сортировкой мусора и предоставлением перерабатывающим заводам сырья пока есть определённые затруднения. Выстроить чёткую систему переработки отходов мешает отсутствие инфраструктуры.

"Большой недочёт, что раздельный сбор мусора не закреплён как обязательный. В Петербурге всего 7% от общего числа площадок для сбора мусора оборудованы контейнерами для отсортированных отходов, где можно сдать хотя бы одну фракцию — макулатуру, стекло или пластик", — рассказал на онлайн-встрече эксперт проекта "Ноль отходов" Greenpeace в России Дмитрий Нестеров. По его словам, помимо недостатка точек сбора отсортированного мусора есть сложности с выбором оператора и контролем его работы. Также в России отмечается недостаток специалистов, которые могут работать в сфере управления отходами.

По инициативе бизнеса

Сегодня многие экологические проекты, в том числе по раздельному сбору мусора в Петербурге продвигаются силами частных компаний. В 2017 году в городе был создан "Зелёный кодекс предприятий Петербурга" — это свод добровольных принципов социальной ответственности бизнеса в сфере экологии. Первыми документ подписали фабрика "Петро" компании JTI, инициировавшая создание Кодекса совместно с Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциацией, и пивоваренная компания "Балтика", часть Carlsberg Group.

"Это нулевые отходы": какими будут заводы по переработке мусора в Ленобласти

"Это нулевые отходы": какими будут заводы по переработке мусора в Ленобласти

10713
Александр Лобановский

На сегодняшний момент в список подписантов входят 14 компаний. В числе ключевых инициатив проекта: экономное использование природных ресурсов, внедрение наилучших доступных технологий на производствах компаний города, участие в экологическом волонтёрстве и внедрение политики добрососедства. Причём, это касается не только внутрикорпоративных инициатив и взаимодействия между компаниями, но также и поддержки инициатив населения города.

"Жители района, где располагается наша фабрика "Петро", обратились к нам за помощью. Была обнаружена крупная незаконная свалка строительных отходов, в результате было вывезено более 40 тонн мусора. Причём, было важно удостовериться, что после того, как весь мусор будет вывезен, на этом месте не появится новая свалка. В сотрудничестве с администрацией района проезд на место бывшей свалки был закрыт", — отметила директор службы охраны труда и окружающей среды компании JTI в России Юлия Андреева.

По её словам, координация усилий жителей, бизнеса и властей города, как в данном случае, позволяет содействовать улучшению экологической обстановки в регионе и формировать комфортные условия для жизни населения и для работы компаний.

Мой район — моя крепость

"Сегодня необходимо усилить разъяснительную работу с населением. Людям важно рассказывать о том, как и для чего нужно сортировать мусор, как производится переработка сырья. Население будет участвовать в программах только если будет понимать, для чего это нужно", — уверена Юлия Андреева.

По словам Александра Кучаева, заместителя председателя Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга, чтобы экопросвещение имело свой эффект, оно должно быть массовым.

"Надо говорить о том же раздельном сборе, об отказе от использования пластиковой тары. Мы уже призывали отказаться от использование воздушных шаров на выпускных вечерах, которые выпускают в небо, и они попадают в окружающую среду. И это сработало. Отказались не все, но сотни тысяч шаров после нашего призыва всё же не нанесли вред природе", — рассказал чиновник.

Пандемия и введённые ограничения, касающиеся проведения массовых мероприятий, затрудняют процесс информирования населения в живом формате. Основными инструментами для просвещения жителей города стали магазины и онлайн-площадки. Но эксперты уверены, что 2020-й год и эпидемия коронавируса, несмотря на ограничения и спад в экономике, окажут положительный эффект на развитие экологических инициатив.

"В пандемию мы не наблюдаем сокращения инвестиций в экологическое направление, по крайней мере в нашей компании. К тому же коронавирус полностью изменил приоритеты для большинства людей", — подчеркнула Юлия Андреева. Всё большую ценность несут здоровье, семья, а также место жизни, так как режим самоизоляции заставил всерьёз задуматься многих граждан о благосостоянии и безопасности своего района.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама