Деньги под капотом: автосервисы выиграли от падения продаж машин

Автор фото: ТАСС

Резкое падение продаж новых автомобилей сыграло на руку рынку автосервисного обслуживания.

Рынок автосервисов в последние годы развивается довольно активно. По данным Петростата, 51,8% всех бытовых услуг, которые были оказаны петербуржцам за 2019 год, относились к категории "Техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования". На них было потрачено 20,8 млрд рублей. Для сравнения: в Ленинградской области данная категория занимает лишь 18,2% от общего объёма бытовых услуг.
Основатель компании "Альтера Инвест" Максим Новицкий констатирует, что потребность в обслуживании автомобилей есть всегда. Соответственно, для молодых предпринимателей этот бизнес выглядит простым и привлекательным — вложив в автосервис 3–4 млн рублей, при грамотном управлении инвестиции можно вернуть всего за 2 года.
В 2020 году рост сферы обусловлен падением продаж новых машин. По оценкам аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб", общее число новых автомобилей петербургской сборки, проданных в России в январе–июне, снизилось на 20%, до 132,4 тыс. штук. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей по России в целом за этот период снизились на 23,3% и составили чуть менее 636 тыс. штук.
Падение покупательной способности заставило автомобилистов отложить приобретение нового авто до лучших времён. Понимая, что текущий кризис — это всерьёз и надолго, заботящиеся о своем комфорте и безопасности автолюбители понесли деньги в петербургские автосервисы.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев подтверждает, что люди более активно начинают заниматься ремонтом своих авто, в том числе самостоятельно. По его словам, растёт и доля услуг гаражных мастерских: "Это понятно — цены на услуги в таких фирмах ниже, чем в официальных дилерских центрах или крупных автосервисах. При этом снизился средний чек ремонтных работ".
Экономят и на запчастях. Данные сервисов Avito и "Яндекс.Маркет" показывают увеличение спроса на б / у детали и расходники приблизительно на 25% к прошлому году.

Дальше едешь — больше тратишь

Согласно исследованию Gruzdev–Analyze и сети автосервисов Fit Service, изменилось само отношение к личному автомобилю. Из "одного из средств транспорта" он превратился в "единственное безопасное средство транспорта". По итогам года эта тенденция приведёт к увеличению среднегодового пробега. По мнению аналитиков, рост сохранится и в 2021 году.
Как рассказал "ДП" директор и сооснователь сети автосервисов Fit Service Данил Соловьёв, весной во время коронавирусных ограничений компания фиксировала падение показателей.
"В апреле выручка упала на 6% по сравнению с апрелем прошлого года, но уже в мае наблюдался рост на 23%, в июне — на 40%", — говорит он. При этом в Северо–Западном федеральном округе рост оборота сети в результате первого полугодия составил 92%.
Как сообщают в компании, растёт доля более молодых автомобилей, которые приезжают в сетевые сервисы вместо официальных дилерских центров. Объяснение всё то же: доходы автомобилистов просели, так что им пришлось искать более доступные варианты обслуживания. А в сетевых сервисах цены в среднем на 40% ниже.
Соучредитель "Гараж9" Антон Беляев тоже обращает внимание на эту тенденцию: "В мультибрендовых сервисах работают в основном с автомобилями на постгарантийном обслуживании. Из–за нестабильного финансового положения люди отказались от услуг сертифицированных центров".
Развитие внутреннего туризма также сыграло на руку игрокам рынка. Автомобилисты не смогли улететь на заграничные курорты и остались колесить по стране, попутно увеличивая пробег своих авто. Чем больше километров "намотала" машина, тем более серьёзные суммы приходится вкладывать её владельцу в ремонт. В Fit Service считают, что закрытые границы напрямую повлияли на рост популярности услуги по техобслуживанию авто.
Все эти процессы изрядно обострили конкуренцию на рынке. Проанализировав ситуацию на рынке, "Гараж9" скорректировал ценовую политику, решив завлекать клиентов лёгким демпингом.
В автосервисе "CTOonline" также замечают рост спроса, однако общие показатели компании пока остаются на уровне 2019 года. Изменения курса рубля ожидаемо привели к росту цен на запчасти, автолюбители начали экономить и отказываться от европейских деталей премиального класса. Поднять цены на работу автомеханика сервис не может: не позволяет обедневший потребитель.

Сетям везде у нас дорога

Данил Соловьёв говорит, что для него как для сооснователя сети сервисов падение уровня продаж новых автомобилей в краткосрочной перспективе, безусловно, выгодно. "Отсутствие притока новых машин в автопарк привело к тому, что люди ездят на старых автомобилях и вынуждены тратить больше на их обслуживание. Этот тренд продлится ближайшие 3 года", — говорит Соловьёв.
В то же время он предупреждает, что после периода благоденствия сфера автоуслуг всё–таки будет фиксировать падение показателей. Ведь не проданные сегодня автомобили не приедут в автосервисы через 3 года на постгарантийное обслуживание. Тем не менее он считает, что сейчас для инвесторов и предпринимателей автосервисный бизнес стал более привлекательным. Хотя в апреле–мае спрос на покупку франшизы Fit Service полностью отсутствовал. "В период ограничений, естественно, интерес к франчайзингу упал. Во время кризиса у людей сократились инвестиционные возможности, поэтому у нас количество открывающихся станций сократилось", — рассказывает Данил Соловьёв.
Однако в июле и в августа количество обращений вернулось на уровень прошлого года. В компанию поступало около 400 заявок в месяц. "Обращения сейчас с меньшей конверсией реализуются в контракты, потому что предприниматели присматриваются, прицениваются, но им зачастую не хватает инвестиций. И это, конечно, нереализованный потенциал, который в следующем году сыграет нам на руку. Во время кризиса именно автосервис показал себя как стабильный бизнес", — считают в Fit Service.
Данил Соловьёв аргументирует: автосервисные услуги оказались в числе тех бытовых услуг, которые являются социально значимыми. "Мы обслуживаем машины ЖКХ, полиции, медицинских учреждений, социальных служб, которые занимаются обеспечением безопасности граждан", — считает он.
В "CTOonline" тем временем говорят, что рано или поздно рынок сильно пострадает из–за перехода молодого поколения к шеринговой экономике и роста спроса на аренду автомобиля. Понятно, что каршеринговые компании тоже обслуживают автомобили, но за услугами они обращаются скорее к официальным дилерам.