Голова и бегущий с папкой: в Петербурге появятся два монумента Чайковскому

Автор фото: Алексей Дружинин/ТАСС
Валерий Гергиев. Худрук Мариинского театра настоял на двух монументах

Жюри не смогло выбрать победителя конкурса на памятник Чайковскому. В итоге в городе может появиться сразу два монумента композитору.

Валерий Гергиев настоял на том, чтобы первое место разделили два авторских коллектива (под руководством Виктора Гаврилова и Екатерины Пильниковой). Как быть дальше, не решено. Источник в жюри говорит, что обсуждалось следующее: более авангардный памятник — "полосатый, голова" — думают поставить перед Концертным залом Мариинского театра на ул. Декабристов, а более классический — "бегущий", в пальто с папкой — перед портиком Руска на Думской улице.
Думская — одно из мест наряду с площадкой перед Концертным залом и Театральной площадью, где ранее обсуждалась установка памятника. Объявление итогов задержали на час, так как, по словам источников, после заседания жюри Александр Беглов решил пообщаться с Валерием Гергиевым. Впоследствии губернатор со ссылкой на дирижёра заявил, что будут использованы только деньги спонсоров.
Один из участников конкурса, архитектор Дмитрий Лагутин (он предлагал вместо памятника Чайковскому поставить памятник его балету, на второй этап не прошёл), в комментарии "ДП" назвал место у Концертного зала "совершенно не подходящим". "Чайковскому нужна площадь", — полагает зодчий. Здесь же, по его мнению, великий композитор окажется "перед стадионом" (рядом с Концертным залом — территория Университета им. Лесгафта). Лагутин предпочёл бы площадку у Певческого моста.
Гергиев был инициатором конкурса (который приурочен к 180–летию со дня рождения автора "Лебединого озера"). Маэстро сказал, что наряду с Чайковским рассчитывает на появление перед Концертным залом памятника балетмейстеру Мариусу Петипа.
Конкурс на памятник классику, как и по Тучкову буяну, должен был завершиться ещё до лета, и его так же пришлось перенести. Более того, провести его пытаются уже больше 30 лет (при советской власти даже утвердили победителя — скульптуру должны были доверить Михаилу Аникушину, но проект так и не реализовали). Впоследствии, правда, поставили бюст композитора в Таврическом саду.
Одно время его бюст украшал и карниз Концертного зала Мариинки (наряду с несколькими другими), но потом был оттуда демонтирован.