Дмитрий Ратников Все статьи автора
23 сентября 2020, 12:48 438

Обретение утраченного: петербургские надстройки и попытки решения проблемы

Фото: Сергей Ермохин

Случаи, когда старинным зданиям надстраивают новые этажи, для Петербурга нередки. Чего не скажешь об обратных примерах. Но "ДП" нашёл и такие, причём инициаторами стали не меценаты или государство, а девелоперы.

Чуть ли не на каждой улице в центре Петербурга можно встретить дома, надстроенные в советское время одним или двумя этажами. Такие есть даже на Невском проспекте или набережной реки Фонтанки. Почти всегда надстройки не получали архитектурного оформления, а потому они по–прежнему хорошо отличимы от "истории".

Развалюхи задаром: петербуржцы начали скупать заброшенные дома в глуши

Развалюхи задаром: петербуржцы начали скупать заброшенные дома в глуши

2599
Татьяна Елекоева

Возможно, первый в истории постсоветского Петербурга случай, когда такой этаж убирали, имел место в 1997 году. Тогда был снесён четвертый этаж, появившийся в 1933 году у дома церковнослужителей Казанского собора на углу Казанской улицы и Невского проспекта. Но утрата не сказалась на площадях торгово–офисного центра "Атриум на Невском, 25", который тут был создан: проектом Никиты Явейна и Сергея Соколова полезные площади даже после сноса этажа возросли в 1,5 раза.

Снос достройки

В 2010–х масштабное строительство развернулось в двух шагах от Смольного: на смену психоневрологическому интернату № 1 пришел жилой комплекс от ЛСР. В рамках проекта были снесены несколько дореволюционных корпусов Санкт–Петербургских градских богаделен, снятых с охраны, но зато главному богаделенному зданию на Смольной набережной, 8, в 2016 году вернули исторический облик, убрав третий этаж.

Это здание было построено в середине XVIII века, а затем неоднократно перестраивалось. В рамках одной из таких реконструкций над двухэтажным объёмом появился третий этаж. Он встал вровень с центральным элементом фасада — восьмипилястровым портиком, сведя на нет доминантную роль высокого фронтона.

"Согласно историко–культурной экспертизе, главное здание Санкт–Петербургских градских богаделен должно было вернуться к историческим габаритам и конфигурации в уровне первого–второго этажей, что и было сделано в процессе реконструкции. Отмечу, что все работы велись в согласовании с КГИОП", — рассказала "ДП" Оксана Андросова, руководитель архитектурно–дизайнерской группы ЛСР. По её словам, вариант с сохранением того самого диссонирующего этажа, то есть с сохранением прежних площадей, "не рассматривался".

В январе 2019 года "сбросил" с себя лишнее дом Корлякова на набережной реки Карповки, 27, на углу с Каменноостровским проспектом. Здание числится памятником регионального значения.

Возвращение дому Корлякова давно утраченного облика стало возможным благодаря проекту жилого комплекса. Сперва его пыталась построить группа NCC, потом — Bonava (правопреемник жилищного направления NCC). Весной 2020 года, как писал "ДП", новым владельцем компании–застройщика ООО "Петроцентр" стало ООО "Альфа Фаберже" Виталия Бахарева. Сам проект, разработанный ООО "Архитектурное бюро “Студия 44”" Никиты Явейна, остался прежним. Он предполагает появление за крохотным особняком Корлякова семиэтажного жилого дома.

Растём потихоньку: самовольные надстройки остаются вечной проблемой Петербурга

Растём потихоньку: самовольные надстройки остаются вечной проблемой Петербурга

890
Вадим Кузьмицкий

Историко–культурную экспертизу, которая рекомендовала снести поздний этаж, проводил историк архитектуры Борис Кириков. В комментарии "ДП" он пояснил: "Второй этаж был утилитарным, уродским. На первом этаже сандрики, пропорции высоких окон, всё это сделано архитектурно, это добротный классицизм, приличный ампир 1820–х годов. А второй этаж являлся диссонансом. Даже несмотря на то, что он был построен до революции".

Производственный корпус городского механического хлебопекарного завода на Малой Митрофаньевской улице, 4, числящийся выявленным памятником, потерял не надстройку, а многочисленные советские пристройки (а вот поздний этаж почему–то оставили). Работы были проведены по заказу АО "Ремонтно–механический комбинат", которое является собственником. Сейчас старинный завод выглядит несколько непривычно: местам снесённых пристроек не стали восстанавливать историческое оформление в "кирпичном" стиле, а просто оштукатурили и покрасили, причём более яркой краской.

От разборки объёмов комбинат пострадал не сильно. По его заказу ООО "Проксима" разработало проект десятиэтажного бизнес–центра, который будет построен вдоль Малой Митрофаньевской улицы. По словам совладельца "Проксимы" Всеволода Яковлева, для него была важна "память места", поэтому фасады новостройки будут облицованы кирпичом.

Неподалеку, за Московской заставой, преобразований дождался дореволюционный комплекс зданий товарищества механического производства обуви "Скороход". Заказчиком выступило ООО "Охта групп". Как пояснил "ДП" представитель компании–проектировщика ООО "М. Г. прайват реконстракшн" Максим Филипович, было решено полностью сохранить весь скороходовский комплекс — как корпуса–памятники, так и неохраняемые дореволюционные здания. "Мы сохраняем дух времени. А в случае сноса даже части зданий эта атмосфера была бы уничтожена", — отметил Максим Филипович. По его словам, для возвращения "Скороходу" прежнего облика будут снесены советские лифтовые шахты и переходы между корпусами.

Над храмом

И всё же чаще всего поздние пристройки и надстройки убираются с храмовых зданий. Таких объектов в городе немало. Среди них Феодоровский собор на Миргородской улице, вновь "возникший" из молокозавода, и эстонская церковь Святого Иоанна на улице Декабристов, "сбросившая" с себя конструктивистский "наряд" Дома обороны.

Последний и самый яркий пример — возрождение Свято–Троицкой церкви бывшей киновии Александро–Невской лавры на Октябрьской набережной, 18. Это здание, возведённое в 1868 году по проекту Григория Карпова, ещё недавно представляло собой безынтересную коробку. В неё превратили храм в 1930–х годах, когда ради создания здесь фабрики военного обмундирования снесли пятиглавие, сбили декор, заложили старые окна и сделали новые, а внутри обустроили три этажа.

Реконструкция прошла на деньги Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры. Разработку проекта (в части архитектуры, реставрации, живописи и иконостаса) поручили ООО "АСМ групп" Алексея Михайлова. Он рассказал "ДП", что информация о прежнем облике была во многом утрачена. Оставались упоминания в архивах и три чёрно–белые фотографии — две с изображением внешних стен и одна с видом алтаря. Многое приходилось решать уже в процессе. Так, цвет фасадов был восстановлен по остаткам краски, найденным под советскими наслоениями.

Некоторые перестроенные храмы находятся в частной собственности. И тут всё печально.

Возвращать "церковный" облик бывшему Алексеевскому храму на Чкаловском проспекте, 50, не стали: после того как его купила Tellus Group, в 2017 году она провела капитальный ремонт под бизнес–центр, сохранив облик 1930–х.

Так же поступило и ЗАО "Торговый дом “Гаванский”" — владелец переделанной в советские годы Тихвинской церкви на Карташихиной улице, 1–3: относительно недавно фасады здания прошли ремонт.

Исключением стала только Пантелеймоновская церковь на Свердловской набережной, 40, восстановленная группой "Теорема" и переданная РПЦ для богослужений.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама