Еще несколько лет назад словосочетание «магазин без покупателей» вызывало недоумение. С развитием цифровых технологий (и особенно во время пандемии) продажи товаров повседневного спроса всё чаще переходят в онлайн. И всё выгоднее для предпринимателей становится формат dark store. А если грамотно выбирать оборудование и технологии — можно сделать его максимально эффективным.
Dark store (темный магазин) — это магазин, похожий одновременно и на склад, и на торговый зал обычного супермаркета — только без вывесок, покупателей, рекламы и касс. Организация работы в таком магазине направлена на максимально быстрое формирование интернет–заказов. Родоначальником формата стала в 2009 году Великобритания, а в России первый такой магазин открылся в 2016–м. Пилотный проект в Москве реализовала одна из крупнейших продуктовых сетей России — «Перекресток» (Х5 Retail Group), а поставку и монтаж холодильного оборудования осуществила компания «ЛЭНД».
Общий вид торгового зала dark store
Никакой «средней температуры»
Группа компаний «ЛЭНД» является лидером на рынке магазиностроения, за более чем 25 лет работы компании было открыто более 18000 магазинов различного формата по всей России. Многолетний опыт работы компании «Лэнд» позволяет оперативно и гибко реагировать на современные запросы в части проектирования, строительства и оснащения торговым оборудованием современного магазина.
«С точки зрения холодильного оборудования, dark store — это совмещение холодильных камер промышленного масштаба и коммерческого холодильного оборудования, — объясняет технический директор ООО «УК «ЛЭНД» Сергей Плешанов. — Dark stores тяготеют к сегменту FMCG — продовольствию и товарам первой необходимости, для которого принципиально важны скорость комплектации и доставки заказа, а также условия хранения товара. В магазинах без покупателей, в отличие от складов, выдерживаются более точные температуры хранения для разных категорий товаров». На данный момент компанией «ЛЭНД» успешно реализовано уже пять объектов dark store, один из них был введен в эксплуатацию во время всеобщего карантина: магазин в г. Видное открылся в апреле 2020 года, раньше запланированного срока — в связи с повышенным спросом на фоне сложной эпидемиологической ситуации.
Эксплуатировать оборудование в режиме online позволяет служба сервиса и мониторинга «Лэнд–Сервис», производящая удаленный контроль с помощью системы управления Danfoss ADAP KOOL® и программного обеспечения от компании Danfoss. Контроль и сервисное обслуживание осуществляется посредством удаленного доступа.
Минимум затрат и зеленые технологии в торговле
Dark store выгоден не только покупателям, но и ретейлерам: по сути, они запускают гипермаркет, работающий в режиме склада, и не несут издержек, связанных с обслуживанием клиентов. А особенности формата позволяют снизить цифры и в других статьях расходов.
В связи с ужесточением экологических норм одной из основных тенденций последнего времени в магазиностроении является переход от неэкологичных фреонов в холодильном оборудовании на природные хладагенты, такие как диоксид углерода (СО2). СО2 не токсичен и не взрывоопасен, а также полностью безопасен для окружающей среды. Главное — СО2 производится в России в неограниченных количествах и доступен практически в любом регионе нашей огромной страны по цене в десятки раз ниже фреона. Компания «ЛЭНД» — лидер на рынке магазиностроения в России по количеству открытых магазинов на СО2. Так, замена традиционного хладагента на «зеленый» СО2 увеличит количество вырабатываемого тепла, что даст возможность использовать его для отопления и горячего водоснабжения административно-хозяйственных зон.
Стоимость различных источников тепла для отопления магазина
«По нашим расчетам, переход на природный хладагент R744 (CO2) может снизить годовое энергопотребление примерно на 15% относительно схемы на фреонах, — поясняет Сергей Плешанов. — А при использовании эжекторной технологии от Danfoss значение экономии повысится до уровня 25%. При этом срок окупаемости капитальных затрат (повышенных в сравнении со стандартной системой) составит не более 5 лет».
Кроме того, экономии можно достичь за счет организации на объекте системы комплексной автоматизации работы инженерного оборудования.
«Концепция dark store в первую очередь направлена на минимизацию использования человеческого ресурса, — напоминает инженер ООО «Данфосс» Максим Катраев. — В этом аспекте отдельного внимания заслуживает централизованная система автоматического управления всеми инженерными сетями. Система Danfoss позволяет в автоматическом режиме управлять кондиционированием, отоплением и освещением. Организация системы комплексной автоматизации позволит добиться снижения затрат на электроэнергию до 20%».
С учетом принятых экологических поправок в Российской Федерации с 1 января 2021 году будут созданы условия для повсеместного использования диоксида углерода в качестве хладагента.
Проверка на практике
Возможности нового формата в сочетании с альтернативными и цифровыми технологиями изучает лидер продуктовой розницы X5 Retail Group.
«Наша компания постоянно работает над повышением эффективности объектов, — говорит руководитель управления департамента по стратегии и развитию электронной коммерции X5 Retail Group Анатолий Тростенюк. — Мы с пристальным вниманием следим за последними разработками в сфере энергосбережения и использования альтернативных хладагентов. Формат dark store подходит для ознакомления на практике с СО2 технологиями. Системы на диоксиде углерода дают хорошие показали в плане снижения операционных затрат и срока окупаемости капитальных вложений. А концепция комплексной автоматизации уже нашла свое применение на большом количестве традиционных магазинов. Объединение технологии СО2 и комплексной автоматизации должно позволить достичь максимально эффективной эксплуатации объектов формата dark store».
Торговля втёмную
В Великобритании на онлайн–продажи товаров повседневного спроса приходится 7,5% рынка, во Франции работают больше 2 тысяч dark stores (доля рынка — 5,7%). В России онлайн–рынок продуктов питания растет динамичнее других сегментов розничной торговли, и особенно востребованными дистанционные продажи стали в период пандемии.
«Формат dark store еще довольно молод, — признает Сергей Плешанов. — Но он активно развивается на российском рынке и в ближайшей перспективе выйдет на уровень, не уступающий европейским аналогам. Наличие качественных продуктовых интернет–магазинов — обязательное условие комфортного существования жителей в крупных городах, особенно если учесть эпидемиологическую ситуацию в стране. Специалисты компании «ЛЭНД» при внедрении тех или иных энергоэффективных решений обязательно выполняют подробное технико–экономическое обоснование, что позволяет заранее оценить будущий проект и добиться существенной экономии ресурсов и быстрого возврата инвестиций».