Вместо фитнеса — масло: петербургский бизнес в кризис

В цеху по производству органического масла холодного отжима в Петербурге. Приготовление подсолнечного масла.

"Деловой Петербург" продолжает цикл интервью с бизнесменами города о том, как они преодолевают кризисный период в экономике. На вопросы отвечает Сергей Хабуков, основатель компании по производству сыродавленных масел. Пандемия заставила его уйти с работы и открыть свое дело. Проект "Петербургский бизнес побеждает кризис" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Чем вы занимались до самоизоляции?
— До пандемии я работал в найме в крупной фитнес-сети. Я тренер-реабилитолог: 10 лет помогал людям восстанавливаться после травм. Своего бизнеса у меня не было, хотя периодически я нем думал. Коронавирусный кризис позволил мне начать свое дело: производство сыродавленных масел из орехов и семян. Его цель — улучшить культуру и качество питания петербуржцев. Я впервые попробовал такое масло сравнительно недавно: где-то три года назад. Мне очень понравился вкус и полезные свойства, так что я полностью изучил технологический процесс его изготовления, благо по первому образованию я инженер-эколог. Много экспериментировал и со временем научился готовить его для себя.
Сергей Хабуков
Кто ваша целевая аудитория?
— Мужчины и женщины от 25 до 44 лет, которые следят за своим рационом. Я много лет помогал клиентам восстанавливать здоровье и сейчас, по сути, делаю тоже самое: но раньше я предлагал услугу, а сейчас продукт, который произвожу самостоятельно. К сожалению, у нас в обществе есть большая гастрономическая проблема: масштабное потребление вредных жиров. Мало кто знает, какое влияние они оказывают на организм и почему важно обращать на это внимание. Свежеотжатые масла содержат много витаминов, минералов, полезных жиров и антиоксидантов. Они намного полезнее большинства масел, которые мы видим на полке в супермаркете. Сейчас в линейке шесть видов: масло фундука, грецкого ореха, подсолнечника, миндальное, арахисовое и льняное. Вся целевая аудитория сейчас находится в Петербурге, я доставляю продукцию напрямую потребителю, минуя эко магазины.
Как устроено производство?
— Технологический процесс подразумевает отсутствие контакта сырья с металлом. Это помогает сохранить полезные свойства продукты и сильно влияет на его вкусовые свойства. В итоге масло получается полностью органическим. Мощность производства составляет 6 литров за рабочий день. Продукция разливается в стеклянную тару объемом 50 и 250 мл. Позже я собираюсь выйти на мощность в 900 литров масла в месяц, для этого понадобятся шесть установок. Сейчас работает одна. Внешне это выглядит довольно просто: пресс и дубовая бочка.
Вы работаете на высоко конкурентном рынке?
— Наше производство находится в Петербурге. В городе у проекта примерно 10 конкурентов самой разной направленности, но самые сильные игроки находятся в Москве. Чтобы выйти на столичный рынок, придется открыть новое производство. Такова специфика продукта: он портится быстрее обычного масла и требует особого температурного режима при хранении и перевозке.
Как вы продвигаете свой продукт?
— Одновременно с маркетинговым продвижением в Интернете я постоянно веду образовательную кампанию: рассказываю основы правильно питания, объясняю нюансы приготовления масла и его воздействие на организм. Коронавирус заставил многих заняться своим здоровьем, так что я вижу хороший тренд в этой области, вижу, как работает сарафанное радио. Все больше людей знает, в чем преимущество свежеотжатых органически масел, но, конечно, объяснять что это, и зачем нужно, придется еще долго. В этом смысле все, кто занимается этим делом, не конкуренты, а партнеры, работающие над увеличением целевой аудитории и ее информированностью.
Когда пандемия закончится, вы вернетесь на наемную работу?
— Я принял четкое решение не возвращаться в найм. Возможно, в будущем к производству масла добавится новый проект в фитнес-индустрии, но пока загадывать рано. Первая волна помогла мне привлечь внимание к проекту: у целевой аудитории стало больше свободного времени на то, чтобы готовить дома. Многие стали более трепетно заботиться о своем здоровье. Все дела на время перенеслись в Интернет: не уверен, что в обычной жизни так много людей обратили бы внимание на мой продукт. Так что самоизоляция в какой-то степени мне помогла. Не уверен, что вторая волна пойдет на пользу моему делу, поэтому я стараюсь как можно быстрее набрать запас прочности, чтобы пережить пандемию полностью. Будем прорываться.
Обращались ли вы за господдержкой? Планируете ли обратиться за помощью в будущем?
— Я скептически отношусь к государственной поддержке предприятий в кризис. Но после пандемии я планирую обратиться за грантом, и с помощью него надеюсь решить вопрос с новой площадкой для производства.
Видео версию интервью можно посмотреть по ссылке.