Лучше не мешайте: "регуляторная гильотина" пока не сделала стройку проще

Автор фото: vostock-photo

В кризис федеральные власти отменили целый ряд документов, регламентирующих госконтроль в строительстве.

Предполагалось, что благодаря мерам, осуществляемым в рамках "регуляторной гильотины", будет снижена нагрузка в ключевых отраслях экономики. В частности, в строительстве нормы станут более прозрачными — как для девелоперов, контрольных и надзорных органов, так и для потребителей. Впрочем, как говорят участники рынка, пока "все выстрелы мимо".

Тренд модный, но не слишком эффективный

Партнер юридической фирмы "Качкин и партнеры"Дмитрий Некрестьянов рассказывает, что уже принято несколько постановлений правительства РФ об отмене устаревших актов, которыми упразднено 14 тыс. документов. "Однако при ознакомлении с этими перечнями становится очевидно, что отменяют совершенно неактуальные документы, которые чисто формально существовали, но не применялись (например, о длительности отпусков колхозников). Так что пока регуляторная гильотина — это модный тренд, но не имеющий полезного эффекта", — полагает юрист.
Строительную отрасль затронула лишь небольшая часть гильотины. Так, постановлением правительства РФ от 29 июля 2020 года № 1136 были отменены или признаны утратившими силу порядка 30 актов и отдельных положений, содержащих обязательные требования при осуществлении государственного контроля в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и жилищно–коммунального хозяйства.
"В частности, постановление отменяет нормы, касающиеся стандарта раскрытия информации управляющими компаниями, регулирующие ведение реестра специалистов в области архитектуры и строительства, разработку проектной документации на объект капитального строительства. Изменения коснутся и саморегулируемых организаций, осуществляющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации и строительство в части, касающейся компенсационных фондов", — поясняет Михаил Ковальчук, управляющий партнер адвокатского бюро "Ковальчук и партнеры".
Но не стоит думать, что требования, установленные этими актами, будут полностью сняты.
"Например, утратят силу некоторые подзаконные акты в области регулирования энергоэффективности зданий. При этом Минстрой планирует не отказываться от регулирования данной сферы вовсе, а принять новый правовой акт, аналогичный отмененному. Логично было бы в таком случае не применять регуляторную гильотину, а реформировать законодательство, чтобы избежать вопросов, связанных с возможным отсутствием правовой базы в переходный период. Получается, что истинной гильотиной, по крайней мере в сфере энергоэффективности, это не является", — уверена Елена Крестьянцева, старший юрист "Пепеляев групп".
Также часть отмененных правил планируется оформить в прямые нормы Градостроительного кодекса РФ. Соответствующий законопроект уже подготовлен к рассмотрению правительством.

Лишнее удорожание для покупателей

Кроме того, с августа отменено множество СНиПов, а точнее — переведено из разряда обязательных к применению в разряд рекомендованных. Это касается, например, чрезмерных требований по доле парковочных мест для инвалидов, которые на практике остаются пустыми.
Есть и множество других примеров. В целом выполнение избыточного количества мероприятий негативно сказывается на себестоимости объектов, ложится лишним рублем на плечи дольщиков и инвесторов.
"Процесс такой замены идет уже давно, но, как показывает практика, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Дело в том, что если эти “добровольные” нормы не применять, то при проведении экспертизы проектной документации застройщик не сможет обосновать соответствие объекта строительства требованиям федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”. Другими словами, легче не становится", — рассказывает Юрий Колотвин, генеральный директор ПСК.

Утеплителя так много не надо

Сокращение избыточных требований в строительстве — позитивная тенденция, говорят участники рынка. Многие СНиПы действительно элементарно утратили актуальность с течением времени, другие были приняты под давлением разного рода лобби.
В качестве примера в "Группе ЛСР" приводят свод правил 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий", регламентирующий требования к ограждающим конструкциям (стенам) по сопротивлению теплопередачи. "Параметры, заложенные в нем, многим специалистам давно кажутся чрезмерными. Согласно теплотехническим расчетам, при действующих нормах 85% теплопотерь вообще приходится не на стены, а на системы вентиляции, кровлю, окна, балконы и полы. Соответственно, излишние требования к ограждающим конструкциям здания приводят лишь к неоправданному использованию слишком большого количества дорогостоящего утеплителя", — говорят в группе.

Достаточно просто не мешать

Это, естественно, отражается на цене квадратного метра для покупателя. Парадокс еще и в том, что экономия из–за снижения расходов на обогрев окупит себя не раньше чем через 35 лет, а это существенно дольше срока службы теплоизоляционных стройматериалов, используемых для утепления фасадов.
Но в целом рынок пока не заметил этой отмены. "Все основные правила остались прежними", — категоричен Андрей Кугий, управляющий партнер "М2Маркет".
"Отвечу одной фразой: “Нам не надо помогать — лучше не мешайте”. Как только начинают помогать, все становится хуже. Убирают то, что и так не работает, и вводят новые требования. По крайней мере за последний год ничего в этом смысле не изменилось", — солидарен с коллегами Роман Мирошников, исполнительный директор СК "Ойкумена".