После публикации "ДП" Смольный обратился в Минэкономразвития за разъяснениями по вопросу продления договоров на неопределенном сроке. Оказалось, что КИО неверно истолковал нормы 98–ФЗ и должен продлевать их на срок до 3 лет.
В "противоковидном" 98–ФЗ, подписанном в начале апреля, закреплено право арендаторов участков госсобственности продлить договор "независимо от оснований заключения, наличия или отсутствия задолженности". Сделать это можно, если договор заключен до введения режима повышенной готовности и действует на дату обращения. Срок продления — не более действующего, максимум — 3 года.
Вала обращений от контрагентов Смольного пока не последовало — подать заявление можно до 1 марта 2021 года. Зато уже есть отказы — по договорам, действующим в режиме неопределенного срока, то есть по тем, у которых первоначально согласованный срок истек, но расторжения не было. В Петербурге таких "неопределенных" арендаторов — около 12 тыс., договоров — 25 тыс.
Позиция города состояла в том, что срок таких договоров истек, а значит, они не попадают под действие закона. Арендаторы были ожидаемо недовольны. По их мнению, закон отсекает от преференции только тех, у кого договор на момент подачи заявления расторгнут, и в целом оговорка по дате — формальная.
Чтобы подстраховаться на случай судов, комитет имущественных отношений обратился за разъяснениями в министерство экономического развития и Росимущество.
Как следует из ответа Минэкономразвития, КИО трактовал 98–ФЗ некорректно. Департамент планирования территориального развития рекомендовал заключать дополнительные соглашения к таким договорам. "Датой, с которой следует исчислять начало течения 3–летнего срока продления, необходимо считать дату подписания сторонами соответствующего соглашения", — написано в документе.
Таким образом, петербургские предприниматели благодаря пандемии неожиданно получили серьезное подспорье. Дело в том, что по Земельному кодексу арендаторы госучастков не имеют преимущественного права на заключение новых договоров без торгов. Сделанное 98–ФЗ исключение в виде возможности подписать 3–летний контракт позволит бизнесу чувствовать себя более уверенно, поскольку режим неопределенного срока допускает расторжение в одностороннем порядке в любой момент, говорят юристы.
Позиция московских чиновников соотносится с судебной практикой по договорам на неопределенном сроке. Так, весной этого года Верховный суд принял решение по иску "Черкизово–Свиноводство", которому отказали в заключении нового договора со ссылкой на то, что старый истек в 2015 году, после чего был переведен в режим неопределенного срока. ВС указал, что такой договор считается действующим и к нему применяются такие же нормы земельного законодательства, как и к любому другому.