"Переходный период будет непростым"

В условиях масштабного экономического кризиса, дефицита федерального бюджета и падения курса рубля строительная отрасль демонстрирует стабильные показатели. Пришедшиеся на летние месяцы ограничения вызвали всплеск загородного строительства, а также подогрели интерес к ремонтным и отделочным работам. Чего ждать игрокам рынка от переходного периода и какую предварительную оценку можно дать тому, что уже было сделано, "ДП" рассказал генеральный директор Kiilto в России Евгений Абрин.

Каковы особенности ведения бизнеса в России в целом и российско–финского сотрудничества в частности?

— Наша бизнес–модель предполагает работу с различными категориями клиентов: среди них и промышленные предприятия, и строительные компании, и компании–дистрибьюторы. Например, мы сотрудничаем с такими крупными представителями строительной отрасли, как Setl Group, Bonava, YIT, "ПИК", а также с известными DIY–сетями, среди которых "Петрович", "Максидом", "Аксон", "Агава", OBI. В работе с клиентами наш основной принцип — высокий уровень сервиса. Это касается и сроков выполнения заказов, и точности доставок. И в этом мы не уступаем нашим финским коллегам.
Российский персонал по своей квалификации также находится на должном уровне. В компании действует большое количество внутренних регламентов, которые затрагивают все процессы, начиная от разработки продукции и заканчивая доставкой к клиенту и послепродажным сервисом. Kiilto работает по стандартам ISO, которые соблюдаются во всех функциональных подразделениях.
Наиболее значимая сырьевая база и большинство производственных процессов Kiilto в России и в Финляндии практически идентичны, что избавляет от каких–либо рисков, связанных с локальной спецификой. В рамках направления Research & Development на каждом российском заводе работает собственный центр исследования и разработки продукции, где наши специалисты занимаются широким кругом вопросов от контроля качества сырья до выходного контроля готовых товаров. Мы стараемся работать преимущественно с теми же ключевыми сырьевыми компонентами, которые используются в Финляндии и Швеции. Это не всегда оптимальный с точки зрения себестоимости выбор, но мы приняли решение соблюдать европейские требования к качеству и следуем этому уже много лет.

Чего удалось достичь за 25 лет работы в России в качестве самостоятельной бизнес–единицы?

— За 25 лет присутствия на российском рынке нам удалось значительно расширить "классическую" финскую линейку продуктов за счет собственного производства: сейчас не менее 70% продуктов из ассортимента производятся на территории России с учетом всех норм и стандартов финского концерна, а также требований российского законодательства и индустриальных норм. Мы начинали как компания–импортер, сотрудничали с небольшими узкоспециализированными магазинами, но достаточно быстро выросли в предприятие с полным циклом производства. В 2008 году запустили выпуск клеев на заводе в подмосковном Раменском, а в 2011–м приступили к производству сухих строительных смесей в Калужской области. Примерно 5% от общего объема производимых на российских заводах материалов экспортируется в страны ближнего зарубежья: в Прибалтику (Латвия, Литва, Эстония), в Республику Беларусь, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Грузию и Молдавию. И каждый год доля экспортируемой продукции растет.

Как переживает непростой период, связанный с пандемией, рынок строительных материалов здесь и в Финляндии?

— В период коронакризиса в России мы увидели отрицательную динамику рынка по многим направлениям. Уверенный рост наблюдался только в DIY–канале за счет интернет–продаж у тех игроков, которые оказались к этому готовы с операционной точки зрения. В связи с тем что разгар пандемии пришелся на весну и лето, это позитивно сказалось на развитии частного малоэтажного строительства и централизованной коттеджной застройки. Но на этом рынке, так же как и среди производителей строительно–отделочных материалов, конкуренция продолжает усиливаться. Чтобы выжить, нужно предлагать новые практики управления и принципиально новые решения для потребителей услуг.
Финляндия, по словам наших коллег, пережила вспышку коронавируса довольно спокойно, все предприятия были переведены на удаленную работу. К слову, это произошло на пару недель раньше, чем о пандемии всерьез заговорили в России, поэтому мы в России оказались подготовлены к ситуации.

Как вести себя в кризис, чтобы оставаться на плаву, что помогло конкретно вам сохранить докризисные показатели?

— Офис материнский компании в Финляндии своевременно дал нам четкие предписания по безопасности. С 18 марта мы сократили некоторые деловые активности, включая командировки, семинары и конференции, и стали одними из первых, кто перевел офисных сотрудников на удаленный формат работы. Кроме того, был разработан свой собственный стандарт безопасности на предприятиях, в котором учли рекомендации российских и европейских экспертов, профильных организаций и органов власти.
Мы старались предусмотреть разные варианты развития событий и поэтому работали на опережение, в первую очередь сосредоточившись на обеспечении оптимальных запасов продукции и сырья. К счастью, граница не закрывалась полностью, что позволило не останавливать налаженный процесс импорта продукции, производимой на наших заводах в Финляндии, а также не останавливать поставки сырья.
Из положительных моментов, связанных с пандемией, стоит отметить развитие нашего центра обучения профессионалов в области ремонта и отделки. Ситуация с необходимостью перехода на дистанционное обучение стала драйвером для запуска нового проекта — Kiilto Pro Academy Online. Ключевое отличие наших онлайн–академий от привычных вебинаров заключается в том, что помимо презентаций мы показываем "живую" практическую часть. Специалистами Kiilto проработан высокий уровень подачи материалов благодаря закупке специального оборудования и программного обеспечения. Теперь нашими слушателями могут быть и представители дальних регионов и даже стран.
Чтобы минимизировать воздействие коронакризиса на компанию в целом, пришлось пересмотреть расходы, оптимизировать некоторые процессы. Так, в маркетинге мы изменили структуру затрат, сфокусировавшись на digital. Но мы не сокращали персонал, не отказывались от программы развития и продолжаем четко следовать намеченным ранее планам с поправкой на ситуацию. Надо сказать, очень помогла слаженная работа коллектива. Немаловажно и то, что нас поддержали клиенты, которые в самый сложный период продолжали свою работу и позволили это сделать и нам.

Можете ли вы уже дать первичную оценку деятельности компании в этот непростой период?

— Нам во многом удалось сохранить показатели производства на докарантинном уровне, так как некоторые наши клиенты входят в число компаний, чья деятельность была разрешена во время ограничений. Многие из них заняты в строительстве социально значимых объектов и производстве товаров первой необходимости. Но, конечно, это оценка предварительная, да и кризисное время еще не прошло. Долгосрочные последствия для экономики в целом и для строительной отрасли в частности еще предстоит оценить. Обнадеживает, что сегодня на фоне общего сокращения доходов и падения потребительского спроса интерес к строительной тематике сохраняется. Запросы, связанные со строительством, ремонтом и отделкой, растут — по разным оценкам, в среднем на 26% относительно апреля 2019 года. Тем не менее переходный период не будет простым. Но я уверен, опыт и знания, накопленные за годы работы в России и Финляндии, вновь помогут нам преодолеть непростые времена.

Когда–то у вас был план: увеличить к 2021 году оборот в 2 раза относительно 2016 года. Как вы думаете, удастся ли? И какие планы ставите перед собой теперь?

— Я думаю, что вы ссылаетесь на ранее анонсированные стратегические планы группы в целом. Когда вы разрабатываете любую средне– и долгосрочную стратегию, очень сложно предвидеть все внешние факторы и риски, такие как, например, пандемия COVID–19 или одномоментное ослабление курса национальной валюты на десятки процентов. Однако в большинстве направлений развития бизнеса мы достигли намеченных показателей либо существенного прогресса. Наш рост в России стабилен и существенно превышает среднеотраслевые показатели, что является предметом нашей гордости и основой для дальнейшего усиления позиций на российском рынке.