Нефтяные качели: на перевалочном рынке прогнозируют кардинальные изменения

Автор фото: Антон Ваганов

В первом полугодии российские стивидоры на Балтике увеличили перевалку нефтепродуктов и сократили — сырой нефти. В будущем они прогнозируют обратную ситуацию.

Первая половина 2020 года прошла для нефтеналивных терминалов удачно. Как следует из отчета администрации морских портов Балтийского бассейна, все игроки увеличили перевалку нефтепродуктов: Большой порт Санкт–Петербург — на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, Приморск — на 26%, Усть–Луга — на 6%, Высоцк — на 1%, порт Калининград — на 46%. Но в части перевалки сырой нефти (за исключением российского эксклава) произошел спад активности: в Приморске — на 10%, в Усть–Луге — на 14%.
АО "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ), доля которого в общем объеме перевалки Большого порта Санкт–Петербург составляет почти 80%, в январе–июне нарастило перевалку нефтепродуктов до 4,59 млн т (+25%).
Больше всего через ПНТ перегружались темные нефтепродукты — 2,8 млн т (+27%). Обработка светлых нефтепродуктов тоже увеличилась — до 1,76 млн т (+24,1%). В связи с резким сокращением авиаперелетов спрос на авиационный керосин упал, отметили в ПНТ. Компания зафиксировала двукратное падение перевалки этого вида топлива — до 162 тыс. т.
По словам председателя совета директоров ПНТ Михаила Скигина, рост перевалки нефтепродуктов объясняется краткосрочной конъюнктурой рынка. "В начале весны произошло рекордное падение цен на нефть и одновременное увеличение добычи. Экспортировать сырую нефть было невыгодно. Кроме того, НПЗ охотно приобретали дешевую нефть для переработки, несмотря на сокращение спроса на нефтепродукты в Европе, в которой в это время уже бушевала эпидемия коронавируса и потребление нефтепродуктов упало в разы. В результате в марте, апреле и частично в мае объем экспортируемых нефтепродуктов серьезно вырос", — отмечают в стивидорной компании.
Вспышка распространения COVID–19 по всему миру спровоцировала снижение спроса у конечных клиентов. Это приводило к дефициту резервуарных емкостей, а для хранения черного золота начали использовать и танкеры для перевозки нефтепродуктов. Вместе с этим выросли ставки фрахта.
В последнее время ситуация медленно стала возвращаться к прежнему балансу, цены на нефть к лету начали расти. Это создало условия для экспорта сырой нефти и снизило маржинальность нефтепереработки в России. Сейчас отечественные НПЗ постепенно сокращают загрузку.
"Уже в июне мы увидели сокращение объемов экспортируемых из России нефтепродуктов. В июле этот тренд продолжается, так что за весенним ростом наступил летний спад, который, с большой долей вероятности, продлится до осени и если потребление нефтепродуктов в Европе не увеличится, то и до конца года", — прогнозирует Михаил Скигин.