Михаил Киселёв Все статьи автора
24 июля 2020, 16:47 9522

Eurolines объявил о самоликвидации: конец пути?

Фото: EPA/vostock-photo

Спустя 35 лет бесперебойной работы французский транспортный гигант пассажироперевозок Eurolines, который также активно работал на рынках России, Белоруссии и Украины, объявил о ликвидации. Причиной назвали кризис, вызванный пандемией коронавируса.

Инвестиции не спасли

После карантина: Европа копит на "чёрный день"

После карантина: Европа копит на "чёрный день"

30872
Михаил Киселёв

Как сообщает AFP, в этот понедельник, 20 июля, французский суд объявил о принудительной ликвидации международной автобусной компании Eurolines. Она действовала 35 лет и официально прекращает свою работу с 24 июля. В прошлом году компанию выкупила немецкая группа FlixBus и якобы готовила сделку по перепродаже своего нового актива.

Однако помешал коронавирус. Впрочем, сотрудники ликвидируемого предприятия утверждают, что это всего лишь предлог для сокращения рабочих мест. Немецкий холдинг просил о ликвидации ещё месяц назад, но суд отложил процедуру банкротства. По мнению адвоката, представляющего интересы коллектива Eurolines, Пьера-Франсуа Руссо, Flixbus попросту избавляется от конкурентов путём поглощения и коронавирус просто стал удобной причиной для банкротства.

Руководство Eurolines не комментирует решение суда. В компании заявили Euronews, что ликвидация — неизбежное следствие "беспрецедентного глобального падения спроса" в пассажирских перевозках, которое вызвано пандемией COVID-19. Немецкий Flixbus предпринимал усилия, чтобы спасти Eurolines, но "значительные инвестиции и план по реорганизации не помогли".

Пассажиры не почувствуют

Eurolines работал в 28 странах, практически полностью покрывая весь ЕС, и добрался даже до Марокко. Кроме Западной Европы, компания присутствовала на рынках Прибалтики, России, Украины и Белоруссии. Через сеть компании можно было отправиться по сотням направлений и с пересадками добраться, например, из Калининграда до мыса Рока — крайней западной части Европы в Португалии. Минск, Киев, Львов — везде присутствовали автобусы компании.

Впрочем, в большинстве стран торговая марка Eurolines попросту использовалась как единый бренд, но, по сути, за ней стоят разные юридические лица. Например, в Литве под этим брендом работает местный перевозчик Kautra. Ликвидируется, в свою очередь, Eurolines SA, зарегистрированная во Франции. Другими словами, десяткам контрагентов, которые по всей Европе работали под этим брендом, максимум придётся отказаться от его использования, да и то не факт.

В ту же Прибалтику немецкий Flixbus зашёл в июне этого года. И коронавирус не помешал. Теперь он конкурент местной компании, выступающей под маркой Eurolines, при этом Flixbus — вроде как собственник головной компании, которую только что ликвидировал суд.

Автомобиль умер, да здравствует электромобиль! Кризис, который поменяет рынок

Автомобиль умер, да здравствует электромобиль! Кризис, который поменяет рынок

15172
Михаил Киселёв

Компания в Прибалтике открыла представительства во всех трёх столицах и предложила в общей сложности 19 направлений. Одно из них — Варшава, откуда автобусы Flixbus развозят уже по 100 направлениям. А если добраться до Берлина, то путешественнику открывается ещё 300 маршрутов. В ФРГ компания занимает 80% рынка всех междугородних рейсов страны. Всего компания работает в 30 странах Европы, Азии и Америки. При этом у Flixbus нет своих автобусов. Бизнес-модель стартапа, появившегося в 2013 году, чем-то напоминает "Яндекс.Такси" или Uber.

Импульс электронных виз

Международные транспортные компании вплоть до начала пандемии заходили в Прибалтику — кроме ряда прочих причин, в том числе из-за введения Россией бесплатных электронных виз. С 1 октября 2019 года такой режим для Санкт-Петербурга и Ленинградской области заработал для граждан из 54 стран. Ещё раньше он начал действовать в Калининградской области.

По сути, снятие визовых ограничений (электронный документ можно было получить за 3 дня, заполнив простую анкету на специальном сайте в интернете) спровоцировало рост пассажиров. Только компания Lux Express из Таллина в Санкт-Петербург ежедневно совершала свыше 10 регулярных рейсов.

За ней наращивать обороты поспешили Ecolines, Temptrans, Baltic Shuttle и некоторые другие, более мелкие игроки. Рейсов было так много, что приграничные КПП не справлялись с потоком даже при "зелёном коридоре" для такого вида транспорта. Eurolines, к слову, не успел отладить рейсы в Санкт-Петербург. А в итоге всё изменил коронавирус: пассажиропоток был сведён до нулевого.

Ущерб подсчитывается

Во время весеннего пика коронавируса в Евросоюзе прекратились 85% всех автобусных междугородних и международных перевозок. Счёт разорившихся компаний идёт на десятки, но окончательного ущерба пока никто не подсчитал. Убытки исчисляются десятками миллиардов евро. Туристы в ЕС в среднем за лето тратили суммарно по 190 млрд евро, а весь туристический сектор приносил 10% ВВП ЕС.

Сейчас главной задачей называют не просто восстановление прежних масштабов мобильности населения, но и недопущение её прекращения в случае второй волны коронавируса, о которой в ЕС сегодня говорят всё чаще.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама