Инновации и регуляторы: мешает ли законодательство развитию новых технологий?

Наш мир меняется на глазах. Появляются новые тренды, тенденции и технологии, направленные в том числе на улучшение здоровья людей и повышение качества жизни. Весна–2020 выделяется особенно — из–за пандемии коронавируса и последовавших за ней потрясений в обществе многие инновации стали еще более востребованными.

Насколько оперативно эти инновации смогут войти в нашу жизнь? И какие преграды — в том числе законодательные — могут затруднять распространение инноваций? Этот вопрос рассмотрели участники онлайн круглого стола "Разумное регулирование инновационной продукции: задумки и реалии", организованного редакцией "ДП". В мероприятии принимали участие представители органов власти, общественных организаций, медицинских учреждений и предприятий, которые занимаются выпуском инновационной продукции.
Это не первое мероприятие, посвященное данной теме, — год назад редакция уже проводила круглый стол, посвященный инновациям, направленным на улучшение качества жизни людей. Тогда спикеры сошлись во мнении, что во многих сферах законодательство не успевает за развитием технологий. Изменилась ли к лучшему за прошедшее с того круглого стола время ситуация с внедрением инноваций в стране?

Пессимистические настроения

То, что законодательство не самым оперативным образом реагирует на происходящее, отметили представители бизнес–сообщества. В том числе это заметно в системе здравоохранения — отрасли, которая сейчас должна находиться на особом положении. "Законодательное регулирование в медицинской сфере вызывает только пессимистические настроения. Но лучше быть информированным пессимистом… — отметил Роман Константинов, председатель совета директоров группы компаний “Эко безопасность”. — То, о чем мы говорили год назад, не сдвинулось с мертвой точки. Правительство дало ход телемедицинским технологиям, мы сделали шаг вперед. А потом, по старой доброй традиции, сделали несколько шагов назад. Мы пытаемся телемедицину загнать в прокрустово ложе усиленной квалифицированной подписи. Это, разумеется, затормаживает развитие этих продуктов".
"Ситуация с COVID–19 выявила очень узкие и несовершенные моменты в процессе оказания медицинской помощи пациентам… — добавила Елена Кириленко, генеральный директор ООО “КЕЛЕАНЗ Медикал”, сопредседатель Санкт–Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации “Деловая Россия”. — Чиновникам от здравоохранения, наверное, нужно в системы KPI включить поддержку инноваций и диалог — не просто поддерживать то, что разработано, а именно чтобы разработчики занимались тем, что необходимо медицине".
Несколько оптимистичнее к ситуации относится Максим Чащин, д. м. н., профессор, главный научный сотрудник ФБУН СЗНЦ гигиены и общественного здоровья. По его словам, в последнее время были созданы условия для передовых методов лечения. Безусловным эксперт считает и улучшение условий для разработки передовых методов диагностики, которые позволяют точно и быстро определять даже самые ранние нарушения здоровья, способствуют переходу медицины от общей к персональной, что открывает совершенно невероятные возможности для будущих поколений. Тем не менее и он отмечает ряд недоработок.
"Законодательство недостаточно закрепляет возможность России выступать в качестве площадки для центров научных исследований международных компаний, — уверен Максим Чащин. — Это тоже очень перспективные исследования по обмену технологиями в мире. В том числе и по инновационным обменам. Также фармацевтические компании должны работать с партнерами и со смежными отраслями для обеспечения наилучшего качества лечения пациентов, и при этом переход должен осуществляться в превентивную и персонализированную медицину".
"На сегодняшний день, в условиях COVID–19, произошла смена ментальной модели поведения потребителя. На первый уровень встал вопрос физиологической безопасности, — прокомментировал происходящее Александр Солонин, генеральный директор СРО “Ассоциация частных клиник Санкт–Петербурга”. — В отношении регулирования нашего законодательства в области здравоохранения — разумного регулирования — я бы хотел отметить, что пациентам прежде всего нужно, чтобы медицинские услуги и медицинская помощь были доступны и своевременны. И инновации должны внедряться таким образом, чтобы в кратчайший срок наши пациенты имели возможность получить медицинскую помощь".

Сферы разные — препятствия одинаковые

Не только медики, но и представители компаний, которые производят продукты, востребованные обществом и снижающие вред для здоровья потребителей, отметили, что законы и нормы пока еще очень далеки от совершенства.
"Очень много лет мы ждали принятия законодательства по органическому питанию. И оно вступило в силу только в январе 2020 года, — говорит Елена Касперская, руководитель отдела корпоративных коммуникаций и устойчивого развития ООО “Валио”. — Наконец в России появится органическая продукция. И это законодательство гармонизировано с европейским, те же самые условия и правила применяются. Пока, правда, есть нюансы — не очень понятно, как освидетельствовать такую продукцию, если она произведена за пределами Российской Федерации".
Вполне серьезные барьеры, стоящие на пути распространения инновационной продукции, повышающей качество жизни, отметила и участник круглого стола, представляющая компанию, которая активно занимается снижением вреда от курения табака, — речь идет о "Филип Моррис Интернэшнл".
"Сегодня наш инновационный продукт, система нагревания табака IQOS, продается более чем в 50 странах мира, — рассказала Елена Киянова, управляющий по корпоративным вопросам региона Север аффилированных компаний “Филип Моррис Интернэшнл” в России. — Более 14 млн совершеннолетних курильщиков сделали выбор в пользу этого инновационного продукта с пониженным риском, и самое главное, что более 10 млн из них полностью отказались от курения сигарет. В России — почти 3 млн пользователей IQOS, который представлен в 75 городах РФ и доступен в продаже онлайн по всей стране".
Но дальнейшее распространение этого продукта, а соответственно, снижение количества курильщиков сигарет, вред от которых очевиден, во многом зависит от того, каким будет регулирование новой категории бездымных продуктов с пониженным риском. На сегодняшний день только в небольшом количестве стран есть внятное регулирование инновационных альтернативных систем доставки никотина.
"Один из самых фундаментальных примеров можно привести из практики, действующей в США, — отмечает Елена Киянова. — Чтобы продавать любую новую табачную продукцию в США, производитель или импортер должен получить разрешение Управления по контролю качества продуктов питания и лекарственных препаратов США (FDA), научно обосновав, что реализация этой продукции отвечает интересам защиты здоровья населения. Эти исследования должны быть выполнены с соблюдением установленных стандартов качества. В FDA детально изучают все представленные документы, после чего дается разрешение на продажу продукта на рынке США. В случае с “Филип Моррис Интернэшнл” рассмотрение заявки заняло 2 года, в апреле 2019 года компания получила разрешение на продажу нашего инновационного продукта на рынке США".
В России всеобъемлющего регулирования для подобной инновационной продукции пока так и нет. Хотя определенные шаги уже сделаны государством: были приняты национальные стандарты для жидкостей для электронных сигарет и нагреваемого табака, а понятие "нагреваемый табак" внесено в Налоговый кодекс РФ. В компании считают, что в целях принятия эффективного государственного регулирования оборота никотинсодержащей продукции, обеспечения равных прав граждан на охрану здоровья от вредного воздействия табачного дыма, создания равных условий конкуренции и обеспечения эффективного правоприменения необходимо введение в сферу регулирования отдельного от "курения" единого понятийного аппарата для всех видов альтернативных никотинсодержащих продуктов, разделение мест курения и потребления никотинсодержащей продукции, обеспечение информирования потребителей об альтернативных продуктах в местах их продаж и потребления. Также для недопущения риска "регуляторного шока" для предприятий розничной торговли от серии постоянных новелл регулирования хозяйственной деятельности необходимо введение отлагательного порядка вступления в силу положений будущего закона, за исключением положений в отношении запрета на продажу несовершеннолетним. Особенную актуальность это приобретает в связи с текущей экономической ситуацией и проблемами малого бизнеса, связанными с распространением COVID–19. Оптимальный отлагательный срок — 12 месяцев с момента вступления в силу.
"В регулировании инновационных продуктов — любых инноваций — необходим вдумчивый, взвешенный и риск–ориентированный подход, который был бы основан на научных данных о потенциале таких продуктов по снижению рисков для здоровья и улучшению качества жизни наших граждан, тех, кто живет и работает рядом с нами", — резюмирует Елена Киянова. Максим Чащин отметил, что ему как доктору, занимающемуся в том числе и профилактикой онкологических заболеваний, очень понравилось выступление представителя компании "Филип Моррис Интернэшнл" в России.

Улучшений нет

Любопытно, что похожие тезисы озвучила и представитель другой отрасли — а именно предприятия по производству натуральных продуктов питания. "Натуральный продукт в тех реалиях, в которых мы сейчас живем, это уже сама по себе инновация, — рассказала Антонина Зайцева, руководитель отдела развития группы компаний “Лосево”. — Да, ситуация динамически меняется, появляется больше игроков на этом рынке, ниша становится более конкурентной, появляется спрос у людей. Но если говорить о слове “натуральный” — нет никакого четкого регулирования, никаких критериев, которым может пользоваться потребитель для того, чтобы понять, натуральный продукт или нет".
"Тенденции и тренды, которые в результате инноваций улучшаются, в конечном счете влияют на жизнь и города, и страны, и каждого отдельного человека. Безусловно, государство должно поддерживать и участвовать в этих решениях, — уверена и Наталья Дельнецкая, директор по управлению продуктами кондитерского объединения “Любимый край”. — Мы ждем поддержки от государства во всех этих решениях. Мы бы мечтали, чтобы у нас был доступ к каким–то потребительским рынкам — не только ретейл, но и государственные тендеры. К сожалению, пока основным критерием на этих тендерах является цена. Но цена — это либо ухудшение каких–то потребительских качеств продукта, либо производитель наступает себе на горло".
"За год я не увидела никаких улучшений в плане законодательства. В плане просветительской деятельности тоже — реклама только за счет собственных сил, — добавляет Юлия Власенкова, собственник Кофейной компании IL Mio. — Нужна просветительская и финансовая поддержка государства — и давайте выращивать здоровую нацию, а не питаться какими–то дешевыми заменителями и химией. У нас есть все возможности — и природные, и трудовые. И главное, есть желание у предпринимателей".
Более уверенно себя чувствуют компании, которые относятся к сферам, не столь жестко регулируемым законами и правилами. "Законодательство на нас — а мы занимаемся натуральной и органической косметикой — никак не влияет. И слава богу, — говорит Леонид Романчук, генеральный директор ООО “Леврана”. — Потому что в России по вопросам натуральной и органической косметики четкого понимания и требований на уровне законодательства нет. Единственное, чем мы отличаемся от других, — не просто заявляем, что производим натуральную органическую косметику, но и пошли по пути международной сертификации. Мы это делаем за свой счет без каких–либо государственных вливаний. То есть государство нам не помогает, но хочется сказать спасибо, что и не мешает".

В интересах общества

Но не только производители отмечают, что законодательство порой выступает серьезным препятствием на пути развития инноваций. Согласились с этим и представители общественных организаций, присутствовавшие на круглом столе. Так, Дмитрий Панов, председатель Регионального отделения общественного движения "Деловая России" в Санкт–Петербурге, уверен, что должны быть снижены административные барьеры.
"Я перед круглым столом созвонился с пятью организациями, которые специализируются на строительной тематике, — все высказали не очень оптимистичное настроение, — рассказал Дмитрий Панов. — У нас есть три компании, которые занимаются инновационными строительными материалами, и они как один сказали: невозможно на сегодняшний день оперативно, прозрачно и просто зарегистрировать новый инновационный материал, стоимость которого в разы отличается от стоимости материалов, которые на сегодняшний день используются на стройках. И компании находят для себя в качестве решения возможность презентовать и продавать свои материалы на зарубежных рынках".
А Мария Чернобровкина, исполнительный директор Американской торговой палаты в Санкт–Петербурге, отметила среди проблем и сложности с таможенным регулированием, что приводит к трудностям для ряда иностранных компаний, которые пытаются работать на российском рынке. "У меня был случай, когда у компании — производителя строительных фракций какая–то смесь не попадала ни в одну таможенную классификацию, ни в другую. То есть никоим образом невозможно было ввезти ее на территорию Российской Федерации. И таких случаев достаточно". По ее словам, Американская торговая палата уже давно предлагала создать на территории Петербурга инновационный таможенный пост, который обслуживал бы не только территорию свободной экономической зоны, но и весь Северо–Запад, а может быть, и всю Россию.
Впрочем, по мнению Александра Павлова из Санкт–Петербургской Международной бизнес–ассоциации (SPIBA), который также является руководителем отдела цифровизации и удаленного мониторинга ООО "Сименс Технологии Газовых Турбин", IT–компании имеют и сложности с тем, что некоторые понятия, не закрепленные и не утвержденные, могут по–разному трактоваться разными людьми. "Мы сталкиваемся в своей повседневной деятельности со следующим — вот есть такой термин “цифровизация”, но каждый заказчик — а заказчиками у нас выступает большая энергетика — интерпретирует этот термин по–своему. В связи с этим мы вынуждены ехать к каждому конкретному заказчику и уточнять у него, что он подразумевает под понятием “цифровизация”".
С несколько большим оптимизмом на происходящее смотрит Ольга Волкова, генеральный директор АНО "Центр развития промышленности Ленинградской области": "В Ленобласти недавно приняли закон о региональном инвестиционном проекте, в рамках которого можем компенсировать понесенные предприятием затраты на инновации и модернизации производства в рамках тех сумм, которые предприятие тратило в предыдущие налоговые периоды, — эти суммы будут компенсироваться. Кроме того, в регионе также есть Фонд поддержки предпринимательства, в котором существует региональный центр инжиниринга, он непосредственно нацелен на модернизацию производства инновационной продукции, он финансирует общероссийские сертификаты, патенты, поэтому к ним можно обращаться и получать все возможные консультации по выводу продукции на рынки".
А Владимир Катенев, председатель совета Торгово–промышленной палаты Петербурга и депутат Государственной думы РФ, объяснил неоперативность законодательных изменений спецификой механизма принятия решений органами власти. "Предпринимательское сообщество не является субъектом законодательной инициативы, поэтому оно должно обратиться со своим предложением в адрес президента, правительства Российской Федерации, депутатов Государственной думы, членов Совета федерации или региональных Законодательных собраний, — говорит он. — И когда какая–то инициатива приходит, она подлежит анализу, оценке регулирующего воздействия, получает отзыв главного управления Думы и администрации президента, обязательно получает отзыв правительства. Закон может готовиться год или два".
Несмотря на это, Владимир Катенев уверен в возможности получения поддержки инновационными предприятиями: "Если есть какой–то законопроект, который действительно изменит инновационную сферу, мы с удовольствием готовы внести и поддержать его… Законодательство не должно мешать или сдерживать. Но могу сказать, что Государственная дума сегодня принимает целый ряд инновационных законов".
Насколько ситуация может измениться к лучшему при помощи представителей власти и общественных организаций, покажет время. Но представители предприятий очень надеются, что законодательство в обозримом будущем перестанет мешать развитию и внедрению инноваций. "До регуляторов надо донести — разрабатывая законодательство, они должны действовать в интересах общества", — говорит Елена Киянова. "Сейчас, безусловно, важно, чтобы наше государство поддерживало производства, которые стремятся поддержать и качество жизни, и здоровье населения, — добавляет Наталья Дельнецкая. — И, возможно, будущие поколения нам скажут спасибо за решения, которые будут приняты сейчас".