Чистые убытки: рынок клининга остался без заказчиков

Автор фото: Евгений Асмолов

Эпоха коронавируса, когда надо тщательно мыть не только руки, но и все–все–все, должна быть крайне благоприятна для бизнеса, специализирующегося на уборке помещений. Так кажется, но на самом деле в сфере клининга обстановка нерадостная.

Основной заказчик — офисы и торговые комплексы. "Из–за режима самоизоляции многие клиенты приостановили деятельность и отказались от наших услуг, но появилось много разовых заказов на обработку помещений дезинфицирующими средствами", — говорит Константин Кизимов, генеральный директор "Арома–Клининг". Сокращение количества заказов подтверждает и Дмитрий Григорьев, коммерческий директор фирмы "Европейские технологии сервиса".
При этом он заявляет, что сейчас не все компании готовы платить за уборку офиса значительные суммы и востребованными могут стать "черные" компании. По его словам, разделение рынка на легальные и нелегальные организации произошло еще 3 года назад. "“Черные” компании не платят налоги, у их работников серая зарплата, поэтому прибыль выше, чем у “белых”, на 15–20%", — утверждает Григорьев.
"Из–за пандемии минимальный чек снизился на 20–30%. При этом стоимость расходных материалов выросла в среднем на 10%, а требования заказчика ужесточились", — утверждает Кизимов. Крупные предприятия не могут обойтись без профессионального клининга. "Многие компании возвращаются к привычному ритму работы, и они отвечают за безопасность сотрудников и клиентов", — говорит он.
По данным Ассоциации клининговых и фасилити–операторов (СРО АКФО), на данный момент 3–5% от общего числа официальных компаний в этой сфере не пережили режим самоизоляции, а потери оставшихся насчитывают 30–50% от объема оказываемых услуг и выручки. "Многим пришлось сокращать персонал, отправлять сотрудников в оплачиваемые отпуска, временно снижать заработную плату — через бюджетную оптимизацию прошли почти все, иначе было не выжить. В этой ситуации, даже максимально сократив свои издержки, очень сложно оставаться прибыльными", — констатирует Наталья Карасева, член правления СРО АКФО, коммерческий директор ООО "Альфа–сервис".
К пострадавшим отраслям, которые могут рассчитывать на поддержку государства, сфера клининга не относится. "Мы обнулились, начиная с апреля компания не приносит прибыль", — сообщил Дмитрий Григорьев. При этом он говорит, что не видит смысла брать кредиты на зарплату сотрудникам, так как 90% затрат компании как раз и приходится на зарплаты и налоги: "Если мы возьмем кредит, то с чего мы будем его отдавать?". О снижении рентабельности рынка говорят и в АКФО: "В сфере контрактного клининга она всегда была на уровне 3–5%, а теперь стала еще ниже".
"Мы сосредоточены на увеличении оборотов, в том числе за счет развития новых направлений, что, по нашим прогнозам, поможет нам в определенные сроки выйти на точку безубыточности", — рассчитывает Константин Кизимов. В СРО АКФО заявляют: "Выручка медленно начинает расти, но к докоронавирусному показателю вернется, скорее всего, только в следующем году".