В контексте

Пушкинское "не гонялся бы ты, поп, за дешевизной", к сожалению, утратило актуальность (похоже, окончательно и бесповоротно), и щелбаны достаются теперь Балде, который разучился экономить, а также обслуживающей его торговле, пренебрегающей печальным трендом на похудание потребительского кошелька.

Тенденция, мягко говоря, не новая, но пертурбации последнего времени, связанные с нефтяными ценами и пандемическими ограничениями, ситуацию только обострили. Уже понятно, что некоторое летнее легкомыслие (продажи смартфонов, например, в начале июня с открытием офлайн–магазинов выросли на 33%) к осени закончится и основная масса населения еще больше усилит режим жесткой экономии.
Так что те ретейлеры, которые гордо заявляют, что не будут менять стратегию и учитывать нищенское поведение потребителя, явно лукавят. Кстати, никто из опрошенных "ДП" представителей сетевой продовольственной торговли не захотел ответить на вопрос о своей ценовой и бонусной политике в складывающихся условиях. Очень красноречивое молчание.
При этом, по данным системы "СПАРК–Интерфакс", доля счетов, оплаченных в срок, только в апреле текущего года снизилась на 10,8 пункта, до 54,6% (47–50% — в кризисном 2015–м). И эксперты говорят, что восстановления расчетов на нормальном уровне не стоит ожидать до конца года. Это обстоятельство тоже может существенно усложнить жизнь ретейлерам и их поставщикам.
Появление на площадях, освободившихся после кончины "Интерторга" с его "Семьей" и Spar, некоторых новых персонажей (например, норильского "Медведя" и казахстанского Green) — история интересная, но из серии "попытка не пытка". Все–таки эксперты почти дружно уверены в победе крупных ретейлеров, которые со своим огромным оборотом товаров могут успешно "играть" в скидки, акции, бонусы и т. п., завлекая к себе экономного клиента. Скорее всего, несмотря на всяческие ограничения по доле рынка, они упорно, целенаправленно и многообразно поглотят "чрево Петербурга", вытеснив мелкие сети. Остановить их в этом стремлении будет трудно, да и надо ли? Монополии в сфере все равно не появится, а конкуренцию никто не отменял.
Возможно, что какие–то подвижки в этом направлении произойдут уже к сентябрю. Во всяком случае, смело можно утверждать, что оформившаяся тенденция никуда не денется и рынок продовольственного ретейла будет обреченно концентрироваться в руках нескольких крупных игроков. Они будут жонглировать разными форматами торговли, рассчитанными на разную толщину кошелька и поведенческие пристрастия покупателя, который по–прежнему всегда прав.