Дойти до точки. Четыре шага на пути к увеличению прибыли предприятия в кризис

Автор фото: Сергей Коньков

Объём продаж падает, долги по обязательствам растут, и всё это на фоне нестабильной экономической ситуации в мире в целом и разговоров о возможной второй волне пандемии. В последние 2 месяца большинство организаций работают в рамках именно этого сценария. Но, как показывает практика, если соблюдать четыре важных правила, можно не только сохранить бизнес, но и накопить запас финансовой прочности.

Для начала всегда необходимо знать, какой объём продаж гарантирует отсутствие убытков, определить ту самую необходимую при любом финансовом планировании точку безубыточности. Под этим термином обычно понимается ситуация, когда нет ни прибыли, ни убытков. Но, как это часто бывает, если планируешь выйти в ноль, обязательно уйдёшь в минус. Намного эффективнее под точкой безубыточности понимать сумму, которой хватит также на расходы, развитие, резервы и дивиденды учредителя. Возможно ли этого достичь на практике? Да, если соблюдать те самые правила.
Их уже 15 лет успешно применяет в работе компания ATM Group. Согласно системе, разработанной Ириной Нарчемашвили, первое, что необходимо сделать, — понять, что точка безубыточности — не просто условная цифра из методичек по финансовому планированию. Это своего рода соперник, который побуждает вас действовать более эффективно. Когда вы её не видите, она обгоняет доход и денег не хватает. Когда она посчитана, её можно обогнать самим. Ведь в бизнесе как в спорте: участники на соревнованиях показывают результаты лучше, чем на тренировках.
Бизнес — это командная игра. Поэтому второй важный шаг — донести информацию о точке безубыточности до всех сотрудников компании. Зачастую у коллег по офису завышенные представления о доходе фирмы и заниженные — о расходах. Кто-то уверен, что руководство и так получает слишком много, кто-то пытается анализировать работу соседнего отдела, при этом совершенно забывая про собственную, кто-то и вовсе приходит в офис, чтобы пообщаться за чашкой кофе или в курилке. Важно рассказать о реальном положении дел и последствиях недостижения точки безубыточности, которые могут привести, например, к задержке заработной платы, отмене премий и корпоратива, к переезду в дешёвый офис.
Третий важный момент — точку безубыточности необходимо считать не в месяц, а в неделю. Когда мы знаем, каков уровень желаемого дохода, но "сверяем часы" только в конце месяца, есть вероятность его не заработать. Поэтому проверять состояние дел лучше раз в неделю. Обычно люди особенно усиленно трудятся в последней декаде месяца, в районе 26–27-го числа, когда понимают, что не успевают закрыть план. В ATManagement Group и у клиентов холдинга сотрудники ускоряются 4 раза в месяц, соответственно, точка безубыточности достигается чаще.
Четвёртое — то, что лежит в основе всей стратегии достижения успеха. Включить в точку безубыточности не только необходимый минимум расходов, но и прибыль. Если сотрудники будут стараться ровно настолько, чтобы компания не обанкротилась, а заработная плата начислялась вовремя, топ-менеджеры никогда не увидят дивидендов, не смогут развивать бизнес без кредитов и откладывать деньги в резерв на случай кризиса. Включите деньги на развитие, форс-мажоры и себя, любимого, в обязательные расходы. С одним условием. Сделать это надо грамотно: указать только то, на что сотрудники готовы зарабатывать. Это может быть выплата кредита, долг поставщику, ремонт. Когда люди будут относиться к прибыли как к необходимым затратам, тогда и появится плюс вместо минуса.
Практика внедрения этой стратегии в 4,5 тыс. компаний показала, что именно грамотное определение точки безубыточности даёт прирост 15–20% к выручке, но достичь этого показателя без командной работы невозможно. Люди — главный ресурс бизнеса, и они могут сворачивать горы, если увидят причину. Точка безубыточности как раз одна из них.