Фирму теперь не смогут наказать за одно и то же нарушение дважды или закрыть больше чем на месяц. Такие позиции появились в обновлённом проекте Кодекса об административных правонарушениях, который потребовал смягчить лично премьер-министр. Документ стал действительно в чём-то мягче, но в чём-то — совсем наоборот.
Подготовка нового КоАП началась в 2019 году. Реформу объясняли тем, что за 17 лет в Кодекс было внесено более 4,8 тыс. изменений. "При этом вносимые в КоАП изменения зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений", — отмечали в Минюсте, занявшемся разработкой новой версии документа.
30 января 2020 года Минюст опубликовал первую версию обновлённого КоАП. Она вызвала большой общественный резонанс — все обратили внимание на резко выросший размер штрафов по многим статьям. На фоне начавшихся вскоре событий, связанных с распространением коронавируса, проект был раскритикован лично премьер-министром Михаилом Мишустиным. И в конце апреля появилась новая версия кодекса, в которой штрафы остались по большей части на текущем уровне.
Ещё одним спорным нововведением могло стать увеличение срока давности правонарушений до 1 года. Оно сохранилось и в новой версии, но при этом были сделаны исключения для всех правонарушений, по которым срок давности в настоящее время меньше. То есть фактически всё осталось как прежде.
Многие уже отметили и то, что теперь Минюст предлагает существенно расширить использование такой меры ответственности, как предупреждение, как для физических, так и для юридических лиц. Между тем в новой версии КоАП есть и целый ряд других новшеств, важных для бизнеса. Dp.ru попросил юристов их прокомментировать.
"Одним из важных правил нового КоАП является запрет на одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и её должностных лиц (часть 13 статьи 2.10). При этом на данный момент неясно, кто в таком случае несёт ответственность по общему правилу — должностное лицо или юридическое лицо. Представляется, что акцент будет сделан на административной ответственности именно должностных лиц", — рассказывает юрист корпоративной и арбитражной практики компании "Качкин и Партнёры" Антон Лалак.
Этот пункт крайне актуален для многих компаний, которые подвергаются проверкам госорганов. Выписать за выявленное нарушение два штрафа — на юрлицо и генерального директора — является обычной практикой.
"К плюсам новой редакции кодекса можно отнести смягчение административного наказания в виде административного запрета деятельности — предельный срок его назначения предлагается сократить с 90 до 30 суток (часть 3 статьи 3.28 проекта)", — продолжает юрист. Если сейчас многие заведения общепита не знают, как прожить месяц в условиях запрета деятельности, то их коллег, пойманных на нарушениях, закрывают и на все три. Впрочем, к такой мере прибегают, как правило, если нарушения привели к серьёзным последствиям — например, массовому отравлению.
Кроме либерализации некоторых норм, в ряде позиций проект всё же закручивает гайки. Например, серьёзно увеличиваются штрафы за нарушение порядка сдачи бухгалтерской отчётности — до 1,5 млн рублей. "То есть штрафы за несдачу или несвоевременную сдачу отчётности будут повышены в несколько тысяч раз", — отмечает Антон Лалак.
Очень часто проверки предприятий приводят к выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений. "Один из самых распространённых составов административных правонарушений, применяемых в том числе к предпринимателям, — невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (статья 19.5 КоАП РФ). Сравнительно либеральная санкция части 1 данной статьи (штрафы для должностных лиц от 1 тыс. до 2 тыс. рублей, для юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей) компенсируется возможностью применения к должностным лицам дисквалификации на срок до 3 лет. Кроме того, надо учитывать, что в статье 19.5 КоАП РФ в настоящий момент помимо общего состава (часть 1) предусмотрены еще 46 квалифицированных составов, штрафы по которым значительно выше", — говорит адвокат КА Pen & Paper Роман Пархоменко. Теперь целый ряд таких составов исключён.
"В действующем КоАП ответственность за нарушения в сфере рекламы закреплена в нескольких статьях (статьи 14.3, 14.3.1, 14.37, 14.38). В проекте КоАП предлагается объединить все составы в одной статье (27.16), что с точки зрения юридической техники, конечно, можно только приветствовать", — продолжает юрист.
В некоторых случаях санкции в этой сфере станут жёстче. Например, за телефонный спам должностные лица по новому проекту заплатят 10 тыс. рублей вместо нынешних 4 тыс. А незаконная установка рекламных конструкций для ИП "подорожает" с 5 тыс. рублей до 1 млн. Роман Пархоменко предполагает, что последнее сделано для борьбы с некоторыми серыми схемами рекламного рынка.
"Например, должностное лицо рекламораспространителя могло зарегистрироваться в качестве ИП и устанавливать без разрешения рекламные конструкции, которые фактически эксплуатировал бы рекламораспространитель — юридическое лицо, — объясняет юрист. — "Смешные" для бизнеса штрафы в 3–5 тыс. рублей позволяли это делать с коммерческой выгодой. В случае принятия проекта в текущем виде подобной практике, очевидно, придёт конец".
В отдельную главу свели и все нарушения трудового законодательства, описав их более конкретно. "В предлагаемой редакции кодекса посягательствам на трудовые права граждан посвящена отдельная глава 8, однако в целом структура регулирования не поменялась: сохранена общая статья об ответственности за нарушение трудового законодательства, но при этом в отдельные статьи выделены составы, например, за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, невыплату заработной платы в установленный срок и другие", — указывает руководитель практики разрешения споров Rightmark Group Наталия Веревкина.
Она также указывает на появление крупного штрафа для юрлиц в размере до 5 млн рублей за расчёты без применения контрольно-кассовой техники, в случае если такое правонарушение совершено повторно. Сейчас за это предусмотрена дисквалификация должностных лиц либо приостановление деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Планируется, что новый КоАП вступит в силу уже 1 января 2021 года. Тем не менее юристы полагают, что нынешние изменения могут быть не последними. "Что в итоге увидит свет, на данный момент остаётся загадкой, — считает Антон Лалак. — Однако если общая тенденция сохранится, то, вероятно, регулирование административной ответственности концептуально действительно станет прозрачнее и конкретнее".