Правительство РФ при подготовке к кризисной ситуации накопило финансовую подушку, ликвидные активы составляют почти 18 трлн рублей. Это деньги ФНБ, валюта, приобретённая Минфином в начале 2020 года, до падения цен на нефть, остатки финансов на счетах федерального бюджета и на счетах внебюджетных государственных фондов.
Так, по состоянию на 1 марта 2020 года рублёвые и валютные депозиты органов власти в банках и ЦБ России составили 15,3 трлн рублей, подсчитало РБК. Также на банковских счетах было отложено ещё 2,4 трлн рублей денежных средств правительств региона.
Таким образом, все ликвидные активы российских властей составили на начало марта 17,7 трлн рублей (более 16% ВВП). Финансовая подушка в рублёвом эквиваленте могла увеличиться за март ещё минимум на 1,2 трлн рублей в связи с ослаблением рубля.
Вместе с тем в начале марта ЦБ в рамках упреждающих мер по снижению волатильности на рынке из-за падения цен на нефть начал активно продавать валюту — сначала около 3,6–3,7 млрд рублей в день, сейчас эта сумма достигает 16 млрд. Кроме того, правительство выделяет средства на поддержку экономики в условиях пандемии. На реализацию первого пакета мер потребуется 1,4 трлн рублей (около 1,3% ВВП). Стоимость второго пакета, который анонсировал премьер-министр РФ Михаил Мишустин, пока неизвестна.
По оценке главы Счётной палаты Алексея Кудрина, властям также придется компенсировать выпадающие доходы бюджетов всех уровней, только федеральному понадобятся 3–4 трлн рублей. "Но этого недостаточно. В ближайшее время требуется дополнительная поддержка бизнеса ещё на 2–3% ВВП. Таким образом, общий пакет поддержки должен быть не менее 7%", — заявил он РБК, добавив, что если придётся продлевать нерабочие дни или же мировая рецессия окажется глубокой, то потребуется дополнительная помощь российскому бизнесу.
В марте Минфин сообщал, что ликвидных активов ФНБ достаточно для покрытия потерь бюджета от падения цен на нефть до $25–30 за баррель на протяжении 6–10 лет. Отклонение курса рубля от прогноза (65,7 рубля за доллар) на каждый рубль изменяет базовые нефтегазовые доходы федерального годового бюджета на 70 млрд рублей, отмечали в Минфине. В случае сокращения ликвидных средств ФНБ ниже 5% ВВП ежегодный объём использования средств фонда на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда не может превышать объёма, эквивалентного 1% ВВП.