В Евросоюзе запахло порохом: Юг и Север не могут договориться, как спасать экономику

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: vostock-photo

Евросоюз раскалывается - основные экономики и самые пострадавшие от коронавируса страны разделились на две непримиримые группы.

«Коронабонды» и «великое противостояние»

Европейские деловые СМИ в эти дни на своих страницах отошли от строгого и сухого тона. Метафоры и эпитеты из-за напряжения вокруг разрушающейся каждый день экономики, как в лучших образцах бульварной прессы. Снаряды не летят, танки не грохочут, но крепкий запах пороха навис над всем Евросоюзом, который разделился на два блока.
С одной стороны, преимущественно южной, Италия, Франция, Испания, Греция, Португалия, Бельгия, Люксембург и Словения. С другой, северной, Германия, Нидерланды и Австрия.
«Южане» предлагают спасать экономику от последствий простоя из-за коронавируса, выпустив специальную эмиссию облигаций, так называемые «коронабонды». По словам премьер-министра Италии Джузеппе Конте, это нужно сделать немедленно. Даже не через неделю, а уже завтра. В противном случае экономике ЕС будет нанесён критический урон от которого она уже не оправится.
Немцы и голландцы не согласны. Министр экономики Германии Петер Альтмайер в интервью немецкому Handelsblatt и вовсе высокомерно назвал рассуждения о «коронабондах» «призрачными дебатами». О солидарной задолженности всех 19 стран Еврозоны ради спасения нескольких эта группа даже говорить не желает, опасаясь стать заложником долга итальянского госсектора. Спасать экономику «северяне» предлагают распечатав фонд Европейского механизма стабильности, в котором скопилось 410 млрд евро.

Боятся друг друга

Рим, Мадрид, Париж боятся судьбы Греции во время кризиса 2008-2009 годов. Тогда Афины спасала «тройка» – группа контролёров от МВФ, ЕЦБ и ЕС. Европейский механизм стабильности – это огромный список обязательств, а на практике им руководит Германия. Отсюда и страх полной потери экономической самостоятельности. «Голландцы должны хорошо подумать. Если у нас будет огромный кризис – кому они собираются продавать свои тюльпаны?», - иронизирует бывший глава Еврокомиссии и экс-премьер Италии Романо Проди. Кажется, это понимают и в Нидерландах. «Если Южная Европа рассыплется, то мы перестанем быть богатым Севером», - уверен бывший глава ЦБ Нидерландов Нут Веллинк.
«В эти дни дистанция между людьми – это гарантия нашей безопасности. Но дистанция между народами Европы наоборот, угроза для всех», - соглашается председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая признала, что в первое время все страны ЕС думали только о себе и своих проблемах.

Еврозона может развалиться

Глава Еврогруппы Марио Сентено предупреждает, что затянувшийся спор грозит развалом всей Еврозоны, а Италии и Испании спасательный круг надо бросить не только потому, что эти две страны больше всего в ЕС пострадали от коронавируса, но и потому, что по совпадению, именно они – главные должники в Евросоюзе. Никаких шансов завести свои экономики самостоятельно у Рима и Мадрида нет.
«Неизбежно, что мы все из этого кризиса выйдем с долгами гораздо большего уровня, но это влияние и долгосрочные последствия не должны стать причиной разобщения», - сказал М. Сентено, которого цитирует AFP.

ЕС как «Титаник»

Такое перетягивание канатов больше всех возмутило премьера Португалии Антониу Кошту, который вопрос поставил ребром. «Или ЕС делает то, что нужно делать, или всё будет кончено», - сказал А.Кошта и сразу получил словесную поддержку главы МИД Испании Аранча Гонзалеса. «Мы все в одной и той же лодке ЕС. Мы врезались о неожиданный айсберг. Для всех сейчас одинаковый риск. Нет времени на дискуссии о билетах первого и второго класса», - написал он в Twitter.
Канцлер Германии Ангела Меркель непреклонна: кредитную линию обеспечить можно, но никаких еврооблигаций под солидарную ответственность всех членов Еврозоны!
Директор программы Центра проблем будущего Европы Германского совета по международным отношениям Альфреда фон Оппенгейма Яна Пуглирин, называя споры «токсичными дискуссиями», напомнила «южанам», что Германию «прижать невозможно».
«Германии не выгодно, когда Ангелу Меркель прижимают в угол, а во всём обвиняют её и Германию. Ангела Меркель – давшая клятву европейка, которая всеми силами будет стараться сохранить Союз. Но не надо надеется, что она согласится с тем, что невозможно», - говорит Я. Пуглирин, которая также является руководителем бюро Совета ЕС в Берлине.
В одном европейские СМИ сегодня солидарны. Для Ангелы Меркель этот кризис, его разрешение или распад всего и вся, станет главной вехой в политической карьере, а история её запомнит либо как спасительницу ЕС, либо как разрушителя.
Михаил Киселёв, специально для «ДП».