Запрет на владение иностранной недвижимостью для госслужащих и парламентариев не вошел в перечень поправок в Конституцию. Инициативу отклонили, поскольку десяткам депутатов, сенаторов и чиновников пришлось бы уйти с должностей или отказаться от недвижимости.
Поправки о запрете на зарубежную недвижимость вносились депутатами Николаем Арефьевым (КПРФ) и Константином Слыщенко ("Единая Россия"), но были отклонены. "Иностранная недвижимость пока осталась, потому что сейчас она есть у многих политиков и чиновников. Хотя думаю, что в какой-то момент запрет на нее может появиться в федеральном законе", — заявил источник "Ведомостей" в администрации президента.
Президент Владимир Путин предложил 15 января в послании Федеральному собранию закрепить в Конституции запрет на иностранные гражданство и счета для ряда лиц. Предложено, чтобы он действовал на президента, депутатов, членов правительства, губернаторов, судей, прокуроров и омбудсменов. По словам источника газеты, для Путина национализация элит — важная составляющая в поправках. Он не хочет, чтобы к власти пришел кто-то, связанный с заграницей. Запрет в итоге могут прописать в федеральном законодательстве.
По словам заместителя гендиректора "Трансперенси интернешнл — Россия" Ильи Шуманова, ограничения для чиновников и депутатов ни в одной стране не включаются в Конституцию. Он считает эту идею бессмысленной, так как у многих публично-должностных лиц и их семей есть недвижимость за рубежом. По мнению Шуманова, включение запрета на счета и гражданство в Конституцию связано с продолжением консолидации элит, попыткой напомнить, что "надо ориентироваться на внутренние интересы".
В России запреты для чиновников появились 10 лет назад в законе о противодействии коррупции, и параллельно вставали вопросы об иностранной недвижимости, напомнил Шуманов. "Но законодателям не предоставили достаточных оснований для ее запрета. Большую роль сыграло и то, что у части депутатов и их семей есть такая недвижимость", — отметил он.
Недвижимость за рубежом в собственности или в пользовании, согласно декларациям парламентариев за 2018 год, была у 26 депутатов Госдумы и членов их семей, а также у девяти членов Совета Федерации (в том числе сопредседателя рабочей группы по поправкам в Конституцию Андрея Клишаса). У членов действующего правительства зарубежной недвижимости нет в декларациях за 2018 год, однако активы за рубежом значились в документах министров правительства Дмитрия Медведева.