Татьяна Евграфова Все статьи автора
20 февраля 2020, 23:30 12

Искусство требует зрителей

Визуальные игры, космические картины, закулисье модных показов и шляпа лобстера — все это можно будет увидеть на выставках, которые пройдут в Петербурге в 2020 году

В современном мире не обязательно уезжать в другую страну, чтобы оценить масштаб нашумевшего международного проекта, познакомиться с работами всемирно известного дизайнера или художника. Нужно всего лишь выйти из дома и посетить арт–пространство или музей, где благодаря инновационным технологиям подачи можно в буквальном смысле погрузиться в мир искусства.

Принять участие в визуальных играх и попытаться установить свои правила, побывать за кулисами fashion–шоу или представить себя в шляпке Филипа Трейси, тем самым приобщившись к жизни монарших особ. "ДП" взял на заметку события, которые стоит посетить в 2020 году.

На стыке жанров и форм

В поиске новых средств выражения в современном визуальном искусстве художники все чаще стали использовать жанр видеоарта в различных его проявлениях. Произведения создаются с применением последних digital–технологий, образуя завораживающие арт–объекты на стыке кино, живописи, скульптуры и видеоинсталляций. Смешанные инструменты и техники позволяют раздвигать границы сознания, воспринимать арт–объект в целом, вне зависимости от времени и места, в котором он находится.

Теме границ и рамок посвящена экспозиция видеоскульптур швейцарского художника Marck, которая пройдет в музее Эрарта с 17 апреля по 16 августа. Хотя мир персонажей Marck, безусловно, подчиняется законам физики, его герои способны выйти за пределы этого мира усилием воли. Две фигуры, помещенные в угловую раму, перебрасывают друг другу самый настоящий мяч; японская девушка стоит в потоке воды, стекающей из одного экрана в другой; две женщины, которых мы видим на экранах, ухитряются вручную включать настоящие лампочки, закрепленные над верхней границей их виртуального мирка. Даже если вы не сможете в полной мере оценить саму идею художника, то наверняка не останетесь равнодушными к технике исполнения этих новаторских работ. При этом стоит учесть, что штат ассистентов Marck невелик: художник одновременно выполняет функции и механика, и электрика. Неудивительно, что в сфере интегрированного видеоарта равных ему практически не найти.

Еще одну удивительную технику можно наблюдать в 3D–работах корейского художника Хон Сонёна, которые впервые будут представлены в России все в том же выставочном пространстве Эрарты с 20 марта по 19 июля. Автор использует приемы лентикулярной печати, накладывая друг на друга несколько десятков разных слоев, формирующих многоракурсное изображение. Получаются космические картины, где изображение меняется в зависимости от угла зрения.

Мастер визуальных игр Эрик Йоханссон уже много лет сотрудничает с Volvo, Google, Adobe, Microsoft и National Geographic. Шведский художник сам свой стиль определяет как реалистический фотосюрреализм. "Я стараюсь создавать такие образы, которые не нужно сопровождать историями, — картинка сама все расскажет и даст зрителю объяснение происходящего. Легкий намек на сюжет есть только в названии работы", — говорит Эрик. Для этого созданию каждого проекта предшествует огромная подготовительная работа. В большинстве случаев для будущей картины художнику требуется множество исходных фотографий из самых разных уголков мира. К примеру, его картина "Архитектор" содержит около 250 слоев. Самостоятельно убедиться в многогранности работ Эрика Йоханссона и узнать, что является источником его вдохновения, можно будет в Петербурге с 10 июля по 8 ноября.

Вся правда о шоу

Все знают или хотя бы раз слышали о знаменитом Victoria’s Secret Fashion Show, но, наверное, никому не удавалось проникнуть в святая святых самого масштабного и рейтингового модного показа в мире. Никому, кроме знаменитого австралийского фотографа Рассела Джеймса. Звезды и именитые супермодели ценят его за уникальное художественное чутье. Работы фотографа — это яркий, динамичный мир, где "ангелы" Victoria’s Secret спускаются на землю. Вот Кэндис Свейнпол с неотразимой улыбкой выглядывает из–за кулис, вот Леди Гага волнуется перед выходом на сцену показа, блистательная Адриана Лима в бигуди непринужденно болтает с коллегами, а утонченная Эльза Хоск надевает каблуки перед выходом на подиум.

"Я не папарацци. Моя цель — быть практически невидимым, слиться с пейзажем. Я не раз сравнивал свой уникальный доступ за кулисы этого потрясающего шоу с работой уборщика в Белом доме. Я постоянно становлюсь свидетелем невероятных исторических событий", — поясняет Рассел Джеймс, отмечая, что всегда высоко ценил оказанные ему честь и доверие.

Серии художественных фоторабот Джеймса ранее выставлялись в Токио, Берлине, Стокгольме, Сиднее, Аспене, Лос–Анджелесе и Нью–Йорке, а теперь серия из 60 снимков на 4 месяца разместится в музее Эрарта — с 28 февраля по 28 июня.

Звездное возвращение

Но самым ожидаемым из всех международных проектов, к которым можно будет прикоснуться в этом году, пожалуй, станет возвращение звездного дизайнера шляп Филипа Трейси. Его творчество петербуржцы оценили по достоинству еще в 2015 году. В 2020–м Трейси приезжает в Эрарту уже в статусе друга — его выставка станет подарком городу на 10–летие музея. На ней будут представлены новые творения мастера и его "хиты".

Многие из них уже вписаны в историю моды и неразрывно связаны с жизнью знаменитостей. Свадебный шлем, шляпа лобстера, перчатка в стиле Майкла Джексона, шлем из цветов, лесная шляпка Сары Джессики Паркер — все это творения ирландского дизайнера.

Особняком стоят головные уборы для представительниц британской королевской семьи — Меган Маркл, Кейт Мидлтон и сама Елизавета II являются верными поклонницами "безумного шляпника".

Секрет успеха Филипа Трейси — в его отношении к своим работам: "Я люблю, когда шляпы заставляют сердце биться чаще и чувствовать себя на миллион долларов". По достоинству оценить уровень мастерства маэстро и, возможно, найти шляпку своей мечты петербуржцы смогут на выставке, которая продлится с 4 сентября по 10 января 2021 года.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама