Маргарита Фещенко Все статьи автора
11 февраля 2020, 08:44 1180

Все равно тебе водить. Настоящее и будущее профессии водителя

Фото: Тихонов Михаил

Профессия водителя, с одной стороны, попросту отмирает, с другой — наоборот, становится более актуальной и для бизнеса, и для частных клиентов.

Сфера перевозок за какие–то несколько лет встала с ног на голову — масса новых вызовов. И пока одни говорят о том, что профессия водителя скоро умрет, другие, наоборот, уверены в "перерождении". В числе скептически настроенных эксперты НИУ ВШЭ в Петербурге и местный комитет по труду и занятости. В их совместном исследовании так и сказано: уже в ближайшем будущем — наравне с кладовщиками и сборщиками оборудования — профессии водителей и машинистов рискуют исчезнуть. "Сейчас в этой сфере рабочих мест действительно крайне мало, а соискателей — переизбыток. Такая ситуация держится уже несколько лет", — приводят данные в кадровом агентстве "Персонал 21 века", которое в числе прочего занимается подбором личных водителей. Теряют работу и "корпоративщики": все чаще бизнес отказывается от личного автопарка с водителями–штатниками в пользу каршеринга.

Про запас и на заказ. Рынок производства мебели может потерять позиции

Про запас и на заказ. Рынок производства мебели может потерять позиции

8961
Маргарита Фещенко

При этом работодатели признаются, что поиск квалифицированных и опытных специалистов, несмотря на обилие разношерстных предложений, — большая проблема. "Хотя мы работаем с агрегаторами вакансий, хорошего водителя найти сложно. Многие рано или поздно начинают завышать самооценку и говорить, что у них маленькая зарплата. Они, естественно, уходят в поисках новой работы. И часто бывает, что, погуляв, возвращаются к нам обратно. Вообще сейчас очень популярен рынок такси, и очень многие хорошие водители — там, в бизнес–сегменте", — объясняет Алексей Петлёваный, директор транспортной компании Five Cars, которая специализируется на прокате свадебных автомобилей.

"Общественный" транспорт на одного

С появлением агрегаторов поездки на короткие расстояния на быстром и всюду доступном транспорте по стоимости стали сопоставимы с ценой билета на автобус или маршрутку. Если верить исследованию "Левада–центра", в конце 2019 года больше трети опрошенных россиян (33%) стали чаще пользоваться услугами такси. При этом 20% респондентов заказывают такси несколько раз в неделю, а 5% — ежедневно.

На бесконечно пополняемую клиентскую базу ожидаемо налетают даже те, кто водит совсем уж неумело. По информации пресс–службы УГИБДД по Петербургу и Ленобласти, во время профилактического мероприятия "Такси" каждый пятый водитель совершал правонарушения: кто–то не пристегивался ремнем безопасности, другие же управляли технически неисправными автомобилями и игнорировали дорожные знаки.

Разумеется, как только такси стало привычным видом транспорта, агрегаторы начали предлагать премиальный сервис. Так, например, появилась линейка "Ultima Яндекс.Такси": здесь могут подать, например, Mercedes–Maybach. По словам представителей компании, среди клиентов премиальной линейки есть бизнесмены и руководители высшего звена, которые привыкли к персональным водителям, но все чаще пользуются такси бизнес–класса — просто потому, что иногда это дает им большую мобильность. Есть и аудитория моложе, для которой этот сервис — "премиум выходного дня": для поездок на мероприятия, в рестораны или театры.

Редкий кадр

Так как же все–таки найти "того самого" водителя, который сможет соблюдать и ПДД, и правила этикета? У профильного бизнеса есть четкий ответ: безопасность первостепенна, вежливость — легкоусвояема в процессе обучения.

Завербовать и отшить. Рынок производства одежды меняется вместе с динамикой зарплат швей

Завербовать и отшить. Рынок производства одежды меняется вместе с динамикой зарплат швей

312
Маргарита Фещенко

"Когда я набирал первый штат водителей, думал, что нужно искать вежливых и хорошо одетых. Провел кучу собеседований, отобрал нужных ребят, но, когда посадил их за руль, чуть ли не молился, чтобы мы остались целы. Стало ясно, что нужно изначально выбирать человека, который просто умеет хорошо водить. Как общаться с клиентом, подавать себя и открывать дверь, мы уже обучим сами", — делится опытом Алексей Петлёваный.

В "Яндекс.Такси" история похожая: все водители перед началом работы в премиум–сегменте тоже проходят обучение, затем тестирование и интервью с тренером. Причем аттестация проходит не только на знание внутренних стандартов, водитель попросту должен ориентироваться в городе, ведь запросы клиентов бывают сложными: например, "отвезите в бар, который недавно попал в рейтинг лучших баров мира". По словам представителей компании, самое главное — умение вести себя с клиентом, особенно в непростых ситуациях (пассажир начинает курить трубку, или пара просит оставить ее наедине).

Загрузить и заработать

Помимо такси в фаворитах по уровню занятости — водители грузовых авто. Пожалуй, именно они — не только востребованные, но и самые высокооплачиваемые специалисты сферы. Так, например, на hh.ru можно найти вакансии, где водителям–экспедиторам с личным грузовым автомобилем готовы предложить зарплату 250 тыс. рублей, тогда как работа рядовых водителей легковых автомобилей в среднем оценивается в 30–45 тыс. рублей.

И все было бы стабильно и спокойно, если бы не вступивший в силу 1 ноября прошлого года закон о штрафах за нарушение режима труда водителей. С этого времени штраф также назначается за управление машиной без тахографа или с нарушением установленных требований к использованию аппарата.

"Закон действительно работает, сотрудники Ространснадзора и ГИБДД проверяют грузовики и автобусы. Для перевозчиков это означает одно: соблюдать режим труда и отдыха водителей необходимо, так как административная ответственность за нарушение довольно суровая и достигает 50 тыс. рублей, — разъясняет юрист по транспортному праву Антон Смородников. — Штрафы для водителя и перевозчика (эксплуатанта транспорта) различаются в 25 раз. Казалось бы, водитель в любом случае "легко отделается", в отличие от своего работодателя. Но это не так. Трудовой кодекс позволяет начальнику взыскать с работника весь причиненный убыток. Конечно, при условии, что водитель трудоустроен официально". Также юрист добавляет, что, по наблюдениям перевозчиков, крупные заказчики–грузовладельцы уже приспосабливаются к новым требованиям. Они готовы пойти на увеличение сроков доставки грузов для того, чтобы перевозчики могли соблюдать режим.

Очевидно, что сфера перевозок и работа водителей меняются и делают это не просто неоднородно — скорее прямо противоположно, причем с нескольких сторон одновременно. Пока одни водители доживают свой профессиональный век, другие, наоборот, воспряли духом. Осталось лишь делать ставки: через сколько лет, например, успешные сейчас водители такси начнут испытывать трудности с работой из–за автомобилей–беспилотников?

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама