Президент США Дональд Трамп на днях предложил Палестине и Израилю помириться, заключив "сделку века". Придумал он свой план, конечно, не просто так — от нечего делать. Это попытка поднять свой авторитет, перетянуть на свою сторону еврейских, а также консервативно–протестантских избирателей. Ну и получить Нобелевскую премию мира в перспективе.
Что, по сути, сделал Трамп? Фактически он впервые называл кошку кошкой. Ведь ничего оригинального в его предложении нет. Он предложил зафиксировать, наконец, существующее положение вещей не де–факто, а де–юре. Пусть Палестина признает реальность и перестанет биться головой о виртуальную стену. И получит за это много денег. Он же не предлагает перекраивать границы, кого–то откуда–то выгонять.
Палестинцы десятками лет требуют заведомо невозможных вещей — и добиться их не могут. У них для этого нет ни военных, ни экономических, ни политических возможностей. Хотя их требования соответствуют многочисленным резолюциям ООН. Можно даже сказать, что они в своем праве. Но все эти резолюции — просто бумага. Тем временем многочисленные спонсоры Палестины дают деньги не на достижение этих целей, а только на одно: чтобы они бесновались, орали и устраивали теракты. Чем палестинцам хуже, тем спонсорам лучше. Это отличный инструмент для расчесывания антиизраильской ненависти.
На этом фоне очень интересна реакция арабов и вообще исламских стран на предложение Трампа. Ведь почти все они пока что помалкивают. Прозвучи подобное предложение лет десять назад, на следующий день уже началась бы новая интифада. Теперь же беснуется только Иран, но это понятно. Странно было бы ждать от них, а также от "Хамас" и самих палестинцев другой реакции. Но Саудовская Аравия, Турция, Пакистан — все молчат.
Арабский мир страшно разобщен и раздираем внутренними склоками. Единственное, что может его сплотить, — это образ врага. И таким удобным общим врагом давным-давно является Израиль. Но сейчас эта ситуация несколько изменилась.
Саудовская Аравия, очевидно, ненавидит Иран гораздо больше, чем Израиль. Потому что Израиля она не боится, а Ирана — боится. С Израилем они не конкуренты за влияние в мусульманском мире. А с Ираном — конкуренты. И с ним они реально воюют — и в Сирии, и в Южном Йемене. Не своими руками, конечно, но это настоящая война. Саудовская Аравия с полным правом претендует на статус лидера суннитского мира, Иран с тем же правом — шиитского. Договориться друг с другом им гораздо сложнее, чем с Израилем. По той простой причине, что Израиль стать лидером арабского мира уж точно не может.
Выбор у палестинцев простой. Либо продолжать на потеху западным левакам, антисемитам, арабам и Ирану изображать из себя городских сумасшедших, требуя вещей абсолютно легитимных юридически, но абсолютно невозможных практически. Либо признать реальность и получить деньги от США. Вот только делать этот выбор будут не простые палестинцы, которые наверняка предпочли бы второй вариант. Решать будут политические силы. Иран уже высказался. Но говорить легко, а вот насколько он дальше сможет поддерживать Палестину — вопрос. У самого Ирана положение отнюдь не такое, чтобы расшвыриваться деньгами. Как вы знаете, там проходят демонстрации с ненавистью отнюдь не к США или Израилю, а к собственному правительству. И рвут там не американские флаги, а портреты убитого "мученика ислама" генерала Солеймани.
Молчит пока что и Россия. Хотя ее моральная поддержка очень важна и для Израиля, и для палестинцев. Кого предпочесть — вопрос сложный. Ведь прямых интересов ни в ту, ни в другую сторону вроде бы нет. Есть одна деталь. Для России все–таки важны отношения с Америкой. И не просто с Америкой, а конкретно с Трампом, важно его сохранение на второй срок. С другой стороны, сдавать "своих", то есть "Хамас" и компанию, — тоже не вариант. Если сегодня вы сдадите "Хамас", кто завтра вам поверит? Отношения с Ираном у России последнее время тоже сильно запутались. Та любовь взасос, которая была еще совсем недавно, как–то поутихла. В общем, понять, что в этой ситуации выгодно России, довольно сложно.
Самое смешное в этой истории то, что это фактически зеркальное отражение ситуации Россия — Украина. Ведь предложение Трампа палестинцам — ровно то же самое, что предлагает Москва Киеву. "Не валяйте дурака. Примите реальность такой, как она есть. И давайте налаживать отношения". Конечно, дать Украине столько денег, сколько американцы обещают Палестине, Россия не сможет. Но нормальная торговля, газ, то–се… Как сказано в "Золотом теленке": "Предоставим небо птицам, обратимся к стульям". Так что вполне возможно, что России трамповская "сделка века" может быть выгодна как прецедент.