Кто победит? Логистика — это не просто перевозка грузов

 

Прежде чем рассуждать о достоинствах и недостатках агрегаторов грузоперевозок, нужно научиться их отличать, например, от маркетплейсов. Под последними понимается место совершения сделки, где условия обеспечивает модератор платформы. Основная путаница возникает в большей степени из–за размера, когда говорят о гипермаркетах, причем как в онлайне, так и в офлайне.
Гипермаркет, попросту говоря, — это большой магазин с множеством отделов. Молл — это совокупность абсолютно разных форматов магазинов (включая, к примеру, ресторан). Поэтому есть мнение, что онлайн–маркетплейс — это молл будущего, что не совсем корректно. Гипермаркет не создает условий для сделки, он сам продает товар или услугу.
Агрегаторы же представляют собой площадки по сбору и систематизации информации. К ним также часто относят маркетплейсы. Однако агрегатор выступает на чьей–то стороне. К примеру, такси — на стороне пассажиров, агрегатор новостей — на стороне источников информации (в отличие от маркетплейса, который придерживается нейтралитета и ничью сторону не занимает).
Основной риск, с которым могут столкнуться игроки рынка при работе с агрегаторами, заключается в том, что они не несут ответственности перед участниками. А маркетплейс не видит продукт и не может быть уверен в нем на 100%. И тут важно понимать, что такое продукт.
Логистика — это не просто перевозка грузов. Это скорость потока, что выходит за рамки привычного перемещения груза заданного объема из точки А в точку Б. Это и экономия на запасе, на инфраструктуре, простота информационных потоков и т. д.
Сейчас в отрасли встречаются разные форматы работы. Например, найти груз или перевозчика можно с помощью агрегаторов или логистов. К логистам можно отнести и классические "дрезины", и компании, которые заменили телефон с оператором на сайт. Но подобные модели далеки от эффективности, так как не используют в полной мере потенциал уровня развития IT–технологий.
Поэтому следующая волна — это, с одной стороны, консолидация отрасли, чтобы усилить эффект масштаба, а с другой стороны — попытка выжать максимум из IT — так называемая уберизация, то есть вымывание посредников и автоматизация взаимодействия при минимальных издержках.
Кто победит? Сложно сказать. В товарном мире побеждают маркетплейсы. В информационном — агрегаторы.
Артем Марчук, генеральный директор логистической компании "Точка–Точка"