Всем доставляет. Как "Почта России" пытается стать еще одним "оператором всего"

Автор фото: ТАСС
Генеральный директор АО "Почта России" Николай Подгузов.

"Почта России" осенью фактически завершила превращение из ФГУП в АО и начала активную подписную кампанию – заключила соглашения с крупнейшими игроками рынка e-commerce и ассоциациями, обнародовала несколько стратегий превращения в экосистему и запросила на это деньги из бюджета. Компания претендует на роль "оператора всего", но, как отмечают участники рынка, для этого ей нужно перестать быть почтой.

"Почта России" вошла в топ-20 рейтинга почтового развития (2IPD), поднявшись на 21-ю позицию по сравнению с аналогичным рейтингом прошлого года. В этом году индекс России составил 65,31, в соответствии с чем страна стала относиться к группе наиболее развитых стран в почтовом секторе, поднявшись с 37-го места на 16-е, обогнав такие страны, как Сингапур, Швеция и Норвегия, отмечает пресс-служба оператора.
Улучшить положение в рейтинге помогла масштабная реорганизация компании, финалом которой стало преобразование из ФГУП в АО. В октябре — ноябре, после утверждения устава и создания комитетов с первыми лицами правительства, корпорация начала активно работать в сфере интернет-торговли. За несколько недель "Почта России" объявила о заключении соглашений с ключевыми игроками в разных сегментах e-commerce (например, "Aliexpress Россия", "Авито", Goods) и отраслевыми ассоциациями.
Тогда же стало известно о планах компании получить 40 млрд рублей из ФНБ на модернизацию инфраструктуры в рамках новой стратегии развития. В ней федеральный почтовый оператор становится "цифровой государственной мультифункциональной экосистемой платформенных бизнесов". "Почта России", таким образом, претендует на роль еще одной универсальной экосистемы для потребителей наряду с аналогичными планами Сбербанка – "Яндекса" и "Aliexpress Россия" – Mail.ru Group. Однако, как отмечают участники рынка, для монетизации непрофильных направлений крупнейшему в стране логисту нужно перестать быть почтовым отделением в сознании потребителей.

Приоритет АО

Законопроект об акционировании "Почты России" был принят летом прошлого года. Глава компании Николай Подгузов заявил тогда, что разработка законопроекта "явилась ответом на общественный запрос, который свидетельствовал о необходимости реформирования подходов к организации государственной почтовой службы".
Полностью завершить реорганизацию из ФГУП в акционерное общество удалось через год – 20 сентября правительство утвердило устав АО. Уставный капитал в сумме 15,75 млрд рублей разделен на 15,75 млн акций стоимостью 1 тыс. рублей. Управлять деятельностью "Почты России" будут основной и единственный акционер – Росимущество, а также совет директоров, генеральный директор и правление. Совет директоров будет назначаться правительством на срок не более 5 лет.
13 ноября руководство компании приняло решение о создании в составе совета директоров четырех комитетов – по стратегическому планированию, по цифровизации и технологиям, по кадрам и вознаграждениям, а также по аудиту. Членами комитетов были назначены первые лица в правительстве. В частности, председателем комитета по стратегическому планированию стал глава Минэкономразвития Максим Орешкин, а комитета по кадрам и вознаграждениям – стратегический партнер "Почты" – банк "ВТБ" в лице его председателя Андрея Костина.
После формирования новой структуры руководства Подгузов назвал главный стратегический приоритет "Почты" – способствовать росту рынка онлайн-торговли. "Мы рассматриваем себя как основного инфраструктурного игрока рынка онлайн-торговли, этому способствуют естественные конкурентные преимущества "Почты России" – это наличие самой распространенной сети в нашей стране и наличие самой разветвленной логистической инфраструктуры", – заявил он на форуме "New retail forum. Почта России".

Подписать цифровой ретейл

На том же форуме "Почта России" объявила о вступлении в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет 48 крупнейших российских и международных компаний). "Сотрудничество с АКИТ позволит компании укрепить свое лидерство в качестве ведущего провайдера логистических услуг для онлайн-ретейла", – заявил первый замгендиректора по электронной коммерции АО "Почта России" Алексей Скатин. По словам президента АКИТ Артема Соколова, компании планируют совместно развивать в том числе услуги быстрой доставки.
"Почта" ведет переговоры о соглашении и с другим объединением на этом рынке – Национальной ассоциацией дистанционной торговли (НАДТ), подтвердил ее председатель Александр Иванов. В ноябре "Почта" и НАДТ вошли в оргкомитет премии для лучших представителей российского рынка дистанционной торговли Ecomspace.
Помимо соглашений с отраслевыми ассоциациями, "Почта России" за короткий срок заключила серию соглашений с отдельными игроками. В частности, к распродажам Дня холостяка компания совместно с логистическим оператором Cainiao (входит в Alibaba Group) сократила сроки доставки заказов из Китая в Россию до 10 дней. При этом сама "Почта" объявила, что ее сроки доставки посылок составят от 2 до 8 суток.
В ноябре "Почта" подписала меморандум о сотрудничестве с маркетплейсом "М.Видео" — Goods. Стороны намерены увеличить объемы онлайн-заказов на маркетплейсе на 40%, госкомпании это позволит загрузить строящиеся фулфилмент-центры. За несколько дней до этого "Почта России" объявила, что начнет выдавать заказы в магазинах "Обуви России". Это соглашение стало продолжением планов корпорации развивать доставку отправлений через сеть партнерских постаматов и пунктов выдачи. Этот сервис "Почта России" запустила еще в октябре.
В ноябре госкомпания предложила также сервис клиентского возврата товаров через те же почтовые отделения и ПВЗ. "Для интернет-магазинов новая услуга позволит увеличить количество лояльных покупателей и приобрести новых, повысить средний чек, конверсию и частоту покупки, так как снимет основной барьер и нивелирует риски при дистанционном приобретении товара даже в самых дальних уголках страны", – заявили в "Почте".
Не остался в стороне и стремительно растущий рынок социальной коммерции: вместе с его крупнейшим игроком, доской объявлений "Авито", "Почта" вывела из пилотного режима совместный сервис по доставке товаров через отделения почтовой связи.
Таким образом, одновременно с объявлением о реорганизации "Почта" начала при помощи e-commerce активно готовить трафик для своего масштабного логистического проекта. Еще в октябре прошлого года ВТБ и "Почта России" создали совместное предприятие – АО "Национальные логистические технологии", предусматривающее создание 38 логистических центров общей площадью более 400 тыс. м2.

Миллиарды на экосистему

Осенью 2018 года, после утверждения закона об акционировании и подписания соглашения с ВТБ, Николай Подгузов рассказывал, что госкомпания разрабатывает новую стратегию развития. В частности, тогда речь шла о предоставлении на почте медицинских услуг, выдаче в отделениях разного рода справок и оформлении других документов.
В августе стали известны детали концепции "Центры притяжения", рассчитанной на 2020–2027 годы. В ней говорилось о создании на базе действующих отделений почтовой связи алкомаркета, аптеки, банка, МФЦ, а также образовательного и медицинского учреждений. На реформу "Почта России" просила правительство выделить из бюджета около 85 млрд рублей, писали "Известия". Из них 66,4 млрд рублей предполагается направить на модернизацию, 10,8 млрд рублей – на проведение ремонта, еще 7,7 млрд рублей – на расширение площадей отделений.
В начале ноября стало известно, что стратегия развития госкомпании до 2027 года также подразумевает создание "собственной экосистемы платформенных бизнесов" и запуск новых направлений: рынок облачных услуг и центров обработки данных, венчурные инвестиции, запуск онлайн-сервиса, в том числе для коммерческого управления недвижимостью и заказа розничных товаров.
Инвестиции в обновленную стратегию "Почта России" оценивает в сумму от 221 млрд до 353 млрд рублей, писал "Коммерсант" со ссылкой на документ. Затраты на превращение почтовых отделений в "центры притяжения" оценивались в те же 85 млрд рублей. Среди рисков новой стратегии "Почта России" указала возможное изменение макроэкономической ситуации в России, сокращение рынка услуг почтовой связи, пенсионную реформу и госполитику по сокращению обращения наличных денег.
Позже стало известно, что Подгузов и Костин написали письмо премьеру Дмитрию Медведеву, в котором попросили использовать свободный остаток субординированного депозита из ФНБ в размере 39,8 млрд рублей на развитие почтовой инфраструктуры – модернизацию отделений и строительство тех самых 38 логистических центров, которые "Почта" намерена загрузить потоком с e-commerce. На тот же остаток в 39,8 млрд рублей претендует и первоначальный адресат этих средств — РЖД, отмечал РБК. Глава Минтранса Евгений Дитрих выразил пожелание, чтобы деньги все же выделили железнодорожной монополии.

Крутить педали

Участники рынка единодушно подтверждают значительные изменения в развитии "Почты России" как крупнейшего логиста, прежде всего на рынке интернет-торговли. Однако компетенции госкомпании в развитии других направлений вызывают у экспертов скепсис.
Почта – ключевой игрок в интернет-торговле в любой стране, подчеркивает Федор Вирин, партнер аналитического агентства Data Insight. По его мнению, госкомпания последовательно развивает оба направления – логистику и экосистему сервисов на базе отделений. Аналитик отмечает, что "Почта России" в течение многих лет отставала в своих продуктах для интернет-магазинов от коммерческих игроков, предлагая худший сервис для покупателей, более длинные сроки доставки, плохие условия по наложенному платежу, плохие гарантии по сохранности посылок.
Однако в последние годы "Почта России" активно догоняет других операторов: имея огромную инфраструктуру более чем из 40 тыс. отделений, "Почта" доставляет сейчас 20% всех посылок интернет-магазинов, а если считать только услуги аутсорса логистики (то есть не считать собственную доставку интернет-магазинов), то на "Почту" приходится чуть более 40% всех посылок, подчеркивает эксперт.
"Задачи, которые сейчас решает "Почта", очень логичны. С одной стороны, "Почта" выстраивает внутрирегиональную доставку и фулфилмент для интернет-магазинов, что позволит сократить время доставки из региона в регион и сократит стоимость этой доставки. А с другой стороны, "Почта" стремится превратить свои отделения в многофункциональные точки, что позволит существенно увеличить выручку от этой части ее инфраструктуры. Таким образом, "Почта", с одной стороны, работает над улучшением своих продуктов, а с другой – над дозагрузкой своей инфраструктуры", – считает Вирин.
Алексей Федоров, управляющий партнер ГК "220 Вольт", глава комитета по торговле общероссийской общественной организации "Деловая Россия", уверен, что "Почта России" будет самым большим логистом в стране, но вряд ли чем-то иным. "При этом мы говорим не о мультимодальных перевозках, а именно о "последней миле", – отмечает он.
"Сейчас "Почта России" хочет добавить несколько новых сервисов к себе. У них уже есть Почта банк, они хотят открыть магазины в отделениях, но ведь они пытаются сделать это последние 20 лет. С каждого квадратного метра они пытаются поднять дополнительный оборот – продают, для примера, крем для рук. Но они останутся именно почтовым оператором – люди не пойдут за кремом или молоком в отделение почты, за исключением отдаленных районов. Это же касается и других непрофильных направлений", – уверен эксперт.
Говорить о создании компании, которая возьмет на себя обработку разнообразных заказов и услуг в стране, преждевременно, соглашается Наталия Плетнева, директор по продажам DPD в России. Угрозу "распыления" инвестиций на экосистему нельзя исключать, но одновременно с этим диверсификация бизнеса обычно направлена на получение экономической выгоды, добавляет она. "Вопрос, скорее, в том, как скоро российские пользователи, которые привыкли ходить в отделение с единственной целью – отправить посылку, – привыкнут и будут пользоваться новыми сервисами, которые планируется внедрить на базе этих самых отделений", – резюмирует представитель DPD.
Глава НАДТ Александр Иванов более оптимистичен: "Почта" будет ключевым игроком – возможно, с этой самой экосистемой – уже в силу своих мощностей, как крупнейший перевозчик в стране. "Компании на таком развитом, активном рынке для выживания должны постоянно совершенствоваться, им нужно крутить педали, чтобы оставаться на плаву. Планы создания мультиплатформенной экосистемы – это позиция рачительного хозяина. Им нужно что-то делать с отделениями по всей стране, 70% из них нерентабельны. Было бы глупо не догрузить эти отделения допфункциями, и технически такая возможность есть", – уверен аналитик.