Функционеры и неотехнократы. О Суперкубке Испании

 

Рухнул еще один бастион приверженцев консервативных ценностей — Суперкубок Испании будет проходить в Саудовской Аравии по системе "Финала четырех", да еще в январе. Суперкубки Испании, Франции и Италии уже довольно давно проводятся не только в этих странах, а в Северной Америке, на Ближнем Востоке и в странах Магриба. Естественно, добираться туда фанатам очень дорого и сложно. По сути, это просто выездные промотуры для новых рынков сбыта, но Саудовская Аравия — нечто особенное даже в этом ряду. Ведь здесь многое идет вразрез с "европейскими ценностями", а к тому же на стадионы еще недавно было запрещено приходить женщинам. Например, во время прошлогоднего Суперкубка Италии представительницы прекрасного пола могли попасть на стадион только в сопровождении мужчин–родственников, а билеты на лучшие места им вообще не могли достаться.
Но у федераций футбола Испании и Саудовской Аравии давние связи. Перед чемпионатом мира — 2018 получать опыт в несколько клубов Примеры и Сегунды поехали аравийские футболисты, что позволило заработать как испанской федерации, так и самим клубам. Переезд Суперкубка Испании в довольно закрытую до сих пор восточную страну обеспечил вливание 120 млн евро за 3 года проведения этого турнира. Таких существенных контрактов прежде не было ни у одного подобного соревнования в мире, что объясняется непривычным для футбола форматом "Финала четырех".
В Суперкубке Испании, прежде бывшем одно– или двухматчевым противостоянием двух команд, теперь будут принимать участие четыре клуба, которые представляют страну в Лиге чемпионов 2019 / 20, — "Барселона", "Реал", "Атлетико" и "Валенсия". При этом распределение доходов окажется неравномерным, заметно больше всех получат "Барса" и "королевский клуб". Сами же матчи пройдут в середине января (вместо традиционного августа, ведь Суперкубок задумывался как турнир, предваряющий новый сезон), что еще добавит нагрузки на команды. Если же представить, что в нынешнем сезоне ЛЧ выиграет какой–то из больших испанских клубов, то на стыке 2020 и 2021 годов ему придется в декабре совершить путешествие на клубный чемпионат мира в Катар, а уже через месяц быть в Саудовской Аравии.
И все это на фоне постоянных высказываний тренеров о перегруженности календаря. Впрочем, на их слова функционеры реагируют не более чем короткой репликой с общим смыслом: "Вам столько платят, и вы еще жалуетесь". Реальной же силой в борьбе с безумием коммерциализации футбола становятся фанаты–ультрас, которых повсеместно пытаются заменить "зрителями–потребителями". Именно этот термин был употреблен журналистом французской Le Monde Жеромом Латта в вышедшем в этот понедельник материале под заголовком "Видеть в ультрас только помеху — значит игнорировать то, что они противодействие". В своем тексте он приводит пример болельщиков "Бордо", вступивших в конфронтацию с новыми американскими владельцами клуба, создающими видимость нехватки билетов и заставляющими фанатов пересаживаться на более дорогие места, хотя стадион заполняется едва ли на 50%. "Это столкновение двух культур, тех, кто говорит нет современному футболу, и неотехнократов, для кого маркетинг стал вторым языком", — пишет французский журналист.
Дмитрий Нечипоренко, футбольный селекционер