Вопрос недели: какие бизнес-отношения нас связывают с Африкой?

Автор фото: kremlin.ru

В Сочи прошел саммит "Россия — Африка". Что нам искать на этом континенте?

В Африке 54 страны, я могу говорить только про Танзанию. Занимаюсь поставками гренадила в Россию с 2011 года. Чтобы вести бизнес с этой страной, нужно личное присутствие — понятие о качестве у нас сильно разное. Если вы сделаете заказ через местного человека, на выходе можете получить удручающую кондицию товаров. Нужно учитывать и то, что даже сами танзанцы любят использовать термин Tanzanian time. Вы договариваетесь о чем–то на определенную дату, однако это не гарантирует, что сделка состоится в срок. Она может не состояться никогда. Философия эта происходит из поговорки Haraka haraka haina baraka ("Спешка не имеет благословения").
Анастасия Киселева
основатель KISELEVA BLACKWOOD FAMILY
Сотрудничество 1960–1980–х, когда Советский Союз установил контакты с большинством африканских государств и содействовал им в строительстве объектов инфраструктуры и промпредприятий, практически сошло на нет в 1990–е. Теперь торговый оборот между Россией и Африкой составляет $20 млрд (на 2018 год). Для сравнения: товарооборот между Индией и Африкой составляет $62 млрд. Наш частный бизнес практически не вовлечен в двустороннюю торговлю. Однако возможность диверсифицировать связи есть — взяв курс на высокотехнологическое сотрудничество, экспорт российских информационных технологий.
Игорь Богачёв
гендиректор компании «Цифра»
Сегодня многие страны африканского континента лидируют в рейтинге самых быстрорастущих экономик. Африка — колоссальный рынок, на котором пока не так высока конкуренция. Помимо традиционного ВПК, мы можем занять нишу в энергетике, машиностроении, геологоразведке, строительстве. Для развития гражданской авиации Африка — тоже перспективное направление. По прогнозам, спустя 5 лет каждый третий житель континента будет пользоваться авиаперелетами. Им нужны среднемагистральные самолеты МС–21. Если говорить о международной аудиторско–консалтинговой сети FinExpertiza, то мы пока присутствуем только в Египте, но в ближайших планах — Нигерия и Ливия.
Елена Трубникова
председатель совета директоров сети FinExpertiza
Африка имеет относительно короткую самостоятельную историю (около 60 лет), поэтому, как и любой другой "неизведанный" регион, открывает большие перспективы в реализации отечественной продукции и в исследовании новых ландшафтов на предмет различных ресурсов. Стоит особо отметить сделки между "Роснефтью" в консорциуме с американской ExxonMobil, катарской Qatar Petroleum и государственной компанией Мозамбика ENH на проведение сейсморазведки на шельфе Мозамбика; открытие четырех представительств РАН (Эфиопия, ЮАР, Египет и Уганда). Еще отметим приход ОАО "РЖД" в Нигерию для проведения комплекса работ по реализации проекта Coastal Line и железной дороги Порт-Харкорт — Майдугури.
Илья Щербаков
политолог
Зачастую мы некорректно воспринимаем этот рынок. Помимо песков и туризма Африка — крайне привлекательный континент. В некоторых странах потребление только подступает к уровням, о которых мы уже позабыли. Трудно усомниться в верности решения поддерживать теплые отношения с Африкой. Вопрос в другом. Как быстро компании–производители уловят сигнал и смогут перестроить производственные и управленческие цепочки для завоевания достойной ниши на этом зарождающемся Клондайке? Обидно будет наблюдать, если благодатно удобренная почва окажется занята кем–то еще.
Владимир Трофименко
член стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России, гендиректор представительства компании Mankiewicz в России