Ну и денек. Два проекта в Русском музее

Автор фото: ТАСС

 

На минувшей неделе Русский музей дал урок музейного пиара. В один и тот же день — 17 октября — открылись два проекта. Первый — выставка отреставрированной картины Михаила Нестерова "Святая Русь". Второй — инстаграм–маска по мотивам "Садко" Ильи Репина. Обе затеи, что и говорить, очень даже в русском вкусе. И Нестеров с его отроком Варфоломеем, и Репин, певец России сермяжной, — ключевые фигуры для искусства, погруженного в поиски национального своеобразия. Не столь важно, что нестеровская манера до боли знакома по работам Пюви де Шаванна, а Репин писал Садко в подводном царстве под впечатлением от увиденных в Лондоне и Берлине гигантских экспозиционных аквариумов. Национальному искусству нередко свойственно переиначивать зарубежные образцы.
Оба проекта 17 октября — медийные события, полезные для музея и не оставляющие равнодушными его зрителей. "Святую Русь" Нестерова реставрировали долго и упорно — в течение 6 месяцев. Картина эта — едва ли лучшее, что создал мастер. Ведь он интересен не столько как автор плакатных религиозных картин, сколько как живописец, создавший в 1930–е галерею портретов героев пантеона советской культуры.
Как бы то ни было, "Святая Русь" — знаковая работа, писавшаяся после революции 1905 года и Японской войны. В ней видят символ примирения, хотя при большевиках она недолго провисела на постоянной экспозиции Русского музея. С конца 1920–х, когда в СССР принялись отчаянно искоренять религию, до конца 1980–х она хранилась в запасниках. Нестеров писал ее долго и технически небрежно, отчего слои краски нуждались в дополнительном закреплении и обработке. Теперь "Святая Русь" прочна, как никогда, а с ней упрочился и интерес широкой публики к Русскому музею, где пекутся о духовном, но не забывают о забавах. Десятки желающих увидеть себя в амплуа невест Садко примерили и продолжают примерять инстаграм–маски на странице музея. 17 октября — особенный день сочетания возвращенной святыни с неотразимой грацией инстаграм–див. Это ли не современный мир — набожный, кокетливый и не вылезающий из социальных сетей?