А качество–то будет? Архитектура в нашем городе способна решать экономические задачи, поставленные государством

Автор фото: DPA/Vostock-Photo
Сегодня все совместные мероприятия участников строительной отрасли Петербурга посвящены главной теме — как в ближайшие 10 лет построить в городе порядка 30–35 млн м2 жилья, обеспечив исполнение майских указов и национального проекта "Жилье и городская среда". Но есть и вторая задача — повышение комфортности жилой среды. Нельзя во имя первой цели жертвовать второй или отодвигать ее на второй план.
От встречи к встрече среди расчетов, сравнений и сводок о выполнении показателей строительства жилья слова главного архитектора города звучат как сакраментальная фраза в известном мультфильме: "А финики–то будут?" В интерпретации: а повышение качества будет?
С конца XIX века рост промышленных городов и особенно проблема переуплотненных районов проживания рабочих стали причинами социальных и эпидемиологических проблем и угроз. Поиски новых форм города и жилья для рабочих стали актуальной темой для архитекторов во всем мире.
Постепенно стало понятно, что одни только объемы и технологии не могут решить проблемы качественной жилой среды. Необходимо выработать целостный подход к проектированию районов с балансом жилья и рабочих мест, общественными пространствами и услугами, соблюдением всех инновационных достижений.
Примеры в мировой градостроительной практике есть. Хотя бы бывшая промышленная территория, а ныне экологический жилой район Хаммербю–Шестадт в Стокгольме: здесь помимо хорошей планировки и архитектурных решений применены все принципы экологического района.
Такими примерами были вдохновлены архитектурные конкурсы 2016–2018 годов на освоение серого пояса. Новое, качественное жилое строительство в сером поясе, на намывных территориях — это очевидный путь повышения эффективности использования зон с хорошей транспортной доступностью.
Еще один конкурс был проведен для молодых архитекторов — "Петербургский стиль XXI века". Работу обладателей первой премии, Петра Советникова и Веры Степанской, от большинства других отличает наличие плотной улично–дорожной сети как основы пространственной организации застройки и следование модели брандмауэрной застройки исторического центра Петербурга.
Далее был конкурс на лучшее фасадное решение — очередной шаг в поиске качественных решений для массового жилья на периферии. Во многих странах для строительства социального жилья практикуется применение единого конструктивного решения домов, для квартир допускаются варианты планировок с учетом пожеланий будущих жителей.
Очевидно, что базис для разработки качественно новых архитектурно–строительных решений есть, есть понимание запросов современного жителя и вариантов их воплощения. Нельзя допустить однобокое стремление к выполнению программы жилищного строительства устаревшими методами. Есть богатый опыт решения жилищной проблемы, который демонстрирует, как архитектура решает сложнейшие экономические задачи, поставленные государством. Сегодня президентом поставлена задача — создание комфортной среды. Она предполагает новые подходы к планированию, проектированию, строительству — с привлечением экологов, социологов, специалистов по транспортной и инженерной инфраструктуре, жителей. Только так, комплексно, можно решать градостроительные, социальные и экологические задачи, формирующие в конечном итоге искомое состояние комфорта в мегаполисе.
Владимир Григорьев, главный архитектор Петербурга