Такая близкая Прибалтика. Чего ожидают перевозчики от введения электронных виз

Автор фото: vostock-photo

С 1 октября в Петербурге и Ленобласти начали действовать электронные визы для иностранных граждан. Жители 53 государств смогут находиться в регионе в течение 8 дней. В пилотном порядке электронные визы будут оформляться бесплатно, а консульский сбор по ним введут только к 2021 году, составлять, по предварительным оценкам, он будет 35 евро.

Перевозчики начали готовиться к инициативе заранее. Автобусные компании начали наращивать количество рейсов между Прибалтикой и Петербургом, в порту "Морской фасад" планируют в преддверии потенциального увеличения количества иностранных пассажиров наладить пункт начала-окончания круизов, а в Пулково тем временем начали договариваться о режиме открытого неба для иностранных авиаперевозчиков.
По оценке Смольного, открытое небо и электронные визы увеличат иностранный турпоток в Петербург на 65%.

Дополнительные рейсы

В Lux Express Group ожидают существенного увеличения потока из Прибалтики. Поэтому в компании решили увеличить количество рейсов по эстонскому направлению.
По словам Райта Реммеля, генерального директора АО "Евролайнс" (российское представительство Lux Express Group), сейчас 90% иностранных пассажиров Lux Express приходится на рейсы из Прибалтики, и лишь остальная часть — из Финляндии.
"В этом году мы видим высокий интерес пассажиров из Эстонии к нашим рейсам в Петербург. Так, по итогам 9 месяцев этого года их число увеличилось на 14% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Мы рассчитываем, что электронные визы увеличат число эстонских пассажиров, путешествующих в Петербург, на 10%. Всего за 9 месяцев на линиях, связывающих Петербург с городами Эстонии, автобусы Lux Express перевезли более 220 тыс. пассажиров — на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Более 60% от этого числа туристов путешествовали между Петербургом и Таллином", — отметил он.
Поэтому в компании решили запустить с 1 ноября дополнительный десятый автобусный рейс между Петербургом и Таллином. Рост пассажиров из Эстонии по итогам 9 месяцев составил 18% к аналогичному периоду прошлого года, на что, в том числе, повлияло открытие летом девятого рейса Петербург — Таллин. На линии Петербург — Хельсинки пятое ежедневное отправление в каждую сторону было добавлено в июне. Всего за год количество пассажиров, въезжающих автобусами Lux Express Group, составило 60 тыс. человек.
"До этого — год назад — мы открыли четвертое отправление на этом маршруте. Эта линия продолжает пользоваться популярностью, рост пассажиропотока здесь составляет более 30%, поэтому мы следим за спросом и при необходимости можем рассмотреть увеличение числа отправлений.
Но надо понимать, что пограничные пункты имеют определенную пропускную способность. Особенно это касается погранпункта Нарва — Ивангород, который остается узким бутылочным горлышком — препятствием для развития является несовершенная инфраструктура и узкий мост. Да, у автобусов при прохождении границы есть так называемый зеленый коридор, но он уже сейчас перегружен, и для новых отправлений нет временных слотов на границе", — добавил Раммель.

Все по расписанию

При этом по электронным визам будут пропускать далеко не на всех пограничных пунктах. Пока они работают только на пропускных пунктах в Пулково, на автомобильных пропускных пунктах Светлогорск, Торфяновка и Брусничное на границе с Финляндией и Ивангород на границе с Эстонией. Также в Ивангороде электронные визы будут принимать на пешеходном пропускном пункте. Также с электронными визами будут работать два морских пункта пропуска — пассажирский порт "Морской фасад"и Большой порт Санкт-Петербург (Морской вокзал).
Как отметил представитель пограничного управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Давиденко, режим электронных виз не будет распространяться на железнодорожное сообщение, а также на порты в Выборге и причалы Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта по причине отсутствия в данных пунктах необходимой инфраструктуры.
По словам коммерческого директора "Морского фасада" Алексея Панфилова, в следующем году в порту ожидают около 645 тыс. пассажиров.
"Круизный туризм стоит немного особняком, поэтому я считаю, что в ближайшие 2 года мы не увидим какого-то существенного влияния введения электронных виз на круизный поток. Потому что по круизному потоку планирование составляется на 2 года вперед, и расписание рейсов сформировано до 2021 года. Однако ранее принятое правительством решение, разрешающее круизным туристам находиться в течение 72 часов в России без визы, нам как транзитному порту оказалось весьма полезным. Но на фоне введения инициативы введения электронных виз мы решили также выступить с инициативой и создать в нашем транзитном порту пункт начала и завершения круизов. По этому вопросу мы настроены очень серьезно", — рассказал он.
Он также отметил, что вся круизная логистика по Балтийскому морю выстроена таким образом, что пассажиры в основном сконцентрированы в крупных хабах в Стокгольме, Хельсинки и Копенгагене, в которых большинство туристических круизов начинаются и завершаются там же. Панфилов признался, что хотел бы создать подобное в Петербурге на базе "Морского фасада".
В Пулково заявили, что благодаря электронным визам интерес к возобновлению полетов проявили авиакомпании, которые ранее приостанавливали выполнение рейсов из Петербурга.
"Мы рассчитываем на рост количества пассажиропотока. Мы уже ведем переговоры с авиакомпаниями по удовлетворению спроса на их услуги, их реакция была положительной. Мы уже обсуждали увеличение провозной емкости на следующий год на некоторых маршрутах. Кроме того, данная инициатива хорошо сочетается с чемпионатом Европы, который состоится в следующем году, — высказался коммерческий директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы" Евгений Ильин. — При этом есть некоторые ограничения, которые мы пытаемся решить. Прежде всего, это проблема провозной емкости. У нас есть опасения, что тот спрос, который возникнет в результате введения электронных виз, не сможет быть удовлетворен из-за соглашений и ограничений по полетам в Россию и в Петербург, в частности. Это ограничения по частоте полетов, по количеству перевозчиков, которые могут совершать полеты из зарубежных стран в Петербург. Поэтому мы вышли с инициативой по снятию ограничений по свободе воздуха".
Напомним, что управляющая компания аэропорта Пулково планирует завершить переговоры с Минтрансом по открытому небу до конца года и получить седьмую степень свободы воздушного пространства и стать первым в России аэропортом, из которого смогут совершать перелеты иностранные авиакомпании без посадки в стране регистрации перевозчика.
По оценке руководства аэропорта, снятие ограничений на полеты позволит быстрее увеличить пассажиропоток до 35 млн пассажиров в год — к 2025 году, а не к 2040 году, как предусмотрено соглашением с правительством Петербурга.
В тестовом режиме электронные визы будут бесплатными и консульский сбор для их изготовления взиматься не будет. Как отметил председатель комитета по развитию туризмаЕвгений Панкевич, тестовый режим для электронных виз будет длиться до 2021 года. После этого будет введен консульский сбор, который, по предварительным оценкам, будет составлять 35 евро.