Борьба за ветряные мельницы. Правительство определило объем финансирования в возобновляемую энергетику

Автор фото: DPA/Vostock-Photo
Борьба за ветряные мельницы. Правительство выделит средства на развитие возобновляемой энергетики
По оценке Минэкономики, на эти нужды может быть выделено 659 млрд рублей. Ожидается, что за счет этих средств в России может быть построено еще 24 ГВт мощностей на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а их суммарная доля в выработке электроэнергии достигнет 4% к 2035 году. В то же время в отраслевом сообществе не утихают споры относительного того, какими способами государство должно поддерживать возобновляемую энергетику в России.
До 2013 года развитие "зеленой" энергетики в стране было уделом энтузиастов. Ситуация изменилась после того, как правительство приняло решение о поддержке ВИЭ в России на основе механизма договоров предоставления мощности (ДПМ), при котором капитальные затраты на строительство энергообъектов возвращаются за счет повышенных платежей потребителей в течение 15 лет. Всего в рамках первой волны господдержки до 2024 года планируется ввести 5,4 ГВт генерации на основе ВИЭ.
Минувший год стал самым успешным для российской альтернативной генерации: введено 350 МВт солнечных и ветроэлектростанций, мощность оптовой ВИЭ–генерации в России превысила 1 ГВт и составляет около 0,7% от совокупной мощности всей энергосистемы. Новые ВИЭ–электростанции строятся с высоким уровнем локализации оборудования — так, на Ульяновской ВЭС–2 "Фортума" он составляет 55%. Достичь этого удалось за счет ввода в эксплуатацию заводов по производству лопастей, гондол и башен ветроустановок под эгидой консорциума "Роснано", "Фортума" и немецкого производителя Vestas.
На фоне того что до 2014 года доля ВИЭ в выработке электроэнергии мало отличалась от статистической погрешности, нынешние показатели развития российской возобновляемой энергетики кажутся действительно серьезным успехом. Который, однако, меркнет, если ознакомиться с тем, какое положение занимает возобновляемая энергетика в мире. В Германии в 2018 году возобновляемыми источниками энергии было произведено 40,4% электроэнергии (ВИЭ здесь впервые обогнали по объемам выработки традиционно сильную у немцев угольную генерацию). В Великобритании доля ВИЭ в балансе выработки составляет 33%, в малых европейских странах, например в Португалии, она уже превысила 50%. Жирную точку в дискуссии об успехах ставят китайцы — в прошлом году в КНР было введено в эксплуатацию 43,6 ГВт только солнечных электростанций, а их суммарная мощность превысила 170 ГВт. Сегодня доля ВИЭ в энергетике Китая достигает 35% — а в том же 2013–м она составляла всего 1,5%.
В российском же отраслевом сообществе нет единого мнения о том, стоит ли продолжать господдержку возобновляемой энергетики и какие механизмы при этом должны быть использованы. Инвесторы ВИЭ предлагают продлить государственную программу на прежних условиях на срок до 2035 года и выделить дополнительные квоты на новую мощность. Участники оптового рынка электроэнергии, вынужденные оплачивать развитие ВИЭ из средств, закладываемых в цену мощности, резонно возражают, что в нынешнем виде все это нецелесообразно — они просто платят деньги за абстрактное "развитие зеленой энергетики" и ничего не получают взамен.
У инвесторов фактически нет стимулов для повышения эффективности и поиска других источников финансирования своих проектов, конкуренция между ними отсутствует. Ряд показателей, обозначенных при утверждении действующей программы ДПМ ВИЭ в 2013 году, оказался ниже ожидаемых — дополнительный рост цены электроэнергии к 2021–му составит 6% вместо 2%, создано всего 10 тыс. новых рабочих мест (планировалось 200 тыс.), экспорт продукции и технологий носит эпизодический характер.
При этом себестоимость выработки "альтернативного" киловатт–часа электроэнергии в России, по данным НП "Совет рынка", пока существенно дороже, чем традиционного. Притом в США, где стоимость газа и электроэнергии близка к российской, себестоимость "альтернативного" и традиционного киловатт–часа практически сравнялась. В России подобное может произойти, по самым оптимистичным оценкам, не ранее 2035 года.
Потребители настаивают, что сегодня основной фокус развития ВИЭ в России должен быть смещен в пользу изолированных энергосистем и домохозяйств. Основными способами господдержки предлагают сделать льготы по кредитам и налогам для инвесторов, снижение таможенных пошлин на ввозимое и вывозимое оборудование, введение "зеленых" сертификатов, которыми потребители могли бы оплачивать штрафы или иные платежи за выбросы вредных веществ и углекислого газа. Можно еще установить более жесткие требования по локализации оборудования, чтобы стимулировать разработку собственных решений, а не использование уже существующих зарубежных.
При этом не стоит забывать, что ВИЭ сегодня — важный, но не единственный элемент развития новой энергетики, особенно для России, где огромные территории полностью лишены доступа к единой энергосистеме. Не менее важно развивать системы хранения энергии, распределенную генерацию, технологии умных сетей и управления спросом. Все это требует быстрых и решительных мер государственного стимулирования.
Однако пока правительство предпочитает поддерживать новые технологии путем включения расходов на их освоение в цену на мощность для всех потребителей. О достижении европейских или китайских цифр по выработке электроэнергии возобновляемыми источниками в России остается только мечтать.