Немного шеринга в городской среде, или Блага цивилизации для всех

Раньше считалось, что каждому — свое, а некоторым еще и чужое. Чтобы быть богатым, надо было научиться продавать бедным. Сейчас время шеринг–экономики, а в ее основе мысль о том, что блага цивилизации — жилье, автомобиль, офис — могут быть доступны не только в режиме владения, но и в режиме совместного пользования людьми и компаниями разного уровня и достатка. Коворкинги — часть этой системы. Можно ли на ее основе построить серьезный бизнес?
Сеть коворкингов WeWork, основанная в феврале 2009 года двумя молодыми парнями, показывает капитализацию, сопоставимую с крупными и старыми корпорациями. Комьюнити числом 466 тыс. человек, портфель объектов площадью почти 1 млн м2 и 285 тыс. рабочих мест для фрилансеров и корпораций — все это заставляет задуматься. А еще внутри WeWork появились коливинги WeLive, школа для детей WeGrow — целая экосреда, которая собирает все самое свежее, жизнеспособное, креативное, что дают сегодня большие города.
Будет ли шеринг работать в России? Нам хочется надеяться, что да. Открывая "Школу Бенуа" и семейный ресторан на Ферме Бенуа, мы еще не думали в терминах шеринг–экономики, это был просто бизнес. Два года спустя оказалось, что среда спального района улучшилась настолько, что цены на жилье рядом с Фермой Бенуа выросли на 12%. То есть принцип win–win работает — в выигрыше все. Дальше мы уже действовали в логике шеринга — стали развивать проект как общественное пространство "Бенуа 1890", генерирующее деловые и культурные события и притягивающее самых разных людей. Одна только выставка "Сад современного искусства" наполнила когда–то заброшенное место лекциями, экскурсиями, встречами с художниками на 3 месяца вперед.
Кстати, один из арт–объектов Сада современного искусства — шеринг–бокс художника Виктора Андреева. Металлический куб время от времени делится с посетителями денежными купюрами и отражает в своих поверхностях новую реальность города. Это своего рода символ — он делает место интереснее и в конечном счете дороже. И дорожает сам по себе. Если до осени его не смоет волной народного гнева, мы выставим его на аукцион.
Коворкинг Page возник как органичная часть этой экосистемы, потому что в ней было место для образования и для семейного отдыха, но не для работы. А потребность в нем была — в ресторан люди приходили с ноутбуками. Суть современного коворкинга в том, что в нем замешивается питательный раствор для новых идей и проектов. Это больше не те гаражи, куда молодежь стаскивала старую мебель с желанием поработать на себя, но в компании единомышленников. Page с помощью правильно организованных рабочих пространств и удобной IT–платформы раскидывает сеть, в которую попадут интеллектуалы, предприниматели и целые корпорации, внутри которых возникают собственные стартапы.
Технология современных коворкингов позволяет не только размещать с комфортом "одиночек", но и быстро создавать офисы для команд до 100 и более человек. Всем, кто хочет играть на поле шеринг–экономики, теперь придется этому научиться.
Андрей Лушников , председатель совета директоров ГК "БестЪ"