08:0306 августа 201908:03
364просмотров
08:0306 августа 2019
Любой строитель скажет, что воссоздание утраченных архитектурных шедевров обходится в разы дороже, чем новое строительство. Власти охотно согласовывают возведение храмов и выделяют под это земельные участки: можно строить быстро, экономично, с применением современных материалов. Но воссоздание старых церквей — более важная задача. Это дань благодарности трудам многих мастеров, принимавших участие в строительстве таких сооружений, а также дань памяти предкам, чьи надежды и чаяния были связаны с тем или иным храмом. Это было и есть дело государственной важности, которое ведется на средства федерального бюджета и за счет частных пожертвований.
Непревзойденная школа российской реставрации помогла воссоздать сотни разрушающихся и снесенных храмов. Это Киновия Александро–Невской лавры, где архитекторам пришлось восстановить купола и фасады, роспись и внутреннее убранство. Сейчас идет восстановление церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на пр. Обуховской Обороны — она была утрачена до основания. Как правило, на подготовительные работы уходят годы. Идет работа по подбору аутентичных или близких к ним по характеристикам материалов. Совпадать должно все: штукатурка, кирпич, раствор, живопись, дерево и металл, конструктивная система. Разумеется, далеко не все можно заменить современными материалами. Так, шовные растворы, применяемые в кладке, могут отличаться друг от друга не только техническими характеристиками, но и цветом. Правильно подобный колер позволяет воссоздать фасад максимально похожим на исторический.
Кирпичная кладка также подбирается с особой тщательностью. Технологии шагнули вперед, но старое искусство формовки и обжига кирпича утрачено, поэтому найти подходящий кирпич для воссоздания объектов очень сложно. Аналоги приходится искать на европейском рынке или покупать старые кирпичи со строительных площадок реконструируемых зданий. Просто заменить материалы на новые нельзя: требования к ним индивидуальны и отслеживаются на стадии согласования проектной документации органом охраны памятников. Но в процессе находится место и новым технологиям, которые позволяют с точностью измерить сохранившиеся конструкции, детали, провести полный анализ материалов, используемых на объекте.
Например, при воссоздании церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками) для штукатурных деталей на фасадах был использован фибробетон. Он позволяет облегчить вес элементов. В итоге по свойствам они не уступают историческим образцам, но времени на их создание уходит гораздо меньше. Отдельная строка — подбор методов реставрации (инъекции, укрепление, докомпоновка утраченных элементов, усиление штукатурных слоев и связующих материалов). Все это делает стоимость воссоздания храмов в разы выше, чем затраты на новое строительство. Зато горожанам возвращаются утраченные памятники, а город, да и вся страна получают новые точки культурного притяжения. И, что важнее, все мы восстанавливаем и закрепляем еще одно звено в своей истории.
Филипп Грибанов, представитель Фонда содействия строительству культовых сооружений РПЦ в Петербурге