Автопром прибавил газу. Петербургские заводы увеличивают производство, несмотря на спад продаж

Автор фото: Ермохин Сергей
Автозаводы Петербурга удержали производство от падения, продемонстрировав его небольшое увеличение по итогам первых 6 месяцев 2019 года. В отсутствие роста спроса власти подталкивают развитие промышленности с помощью специальных инвестконтрактов. Между тем седанам Toyota Camry местной сборки удалось прочно закрепиться в экспорте, став одними из самых продаваемых в Казахстане.
Производство легковых автомобилей в России за январь–июнь выросло на 1,64% к аналогичному периоду прошлого года, составив 783,6 тыс. штук, говорится в материалах Росстата РФ. Из них в Северо–Западном федеральном округе было произведено 312,47 тыс. машин (плюс 6,94%), говорится в статистических сводках. В свою очередь, петербургские автозаводы Hyundai ("Хендэ"), Nissan ("Ниссан") и Toyota ("Тойота") за минувшие январь–июнь выпустили 189,2 тыс. легковых автомобилей, подсчитали в аналитическом агентстве "Auto–Dealer–СПб". Таким образом, доля петербургского автопрома сохраняется на уровне 24%.
Лидирующие позиции на рынке сохраняет самый большой завод города — Hyundai, его доля в общем объеме производства составляет 66% (124,9 тыс. машин). На втором месте Toyota, которая, по подсчетам "ДП", выпустила около 38,7 тыс. автомобилей. При этом аналитики отмечают у японского концерна самый высокий прирост производства по итогам полугодия (плюс 16%). Это может быть связано с увеличением экспорта. "По последним данным, за январь–июнь 2019 года в Казахстане было продано 3015 автомобилей Toyota Camry при объеме рынка 32 014 машин. То есть она занимает долю около 10%", — говорит эксперт "Auto–Dealer–СПб" Денис Гаврилов. В свою очередь, петербургский завод автоконцерна Nissan за полгода выпустил 25,58 тыс. машин (минус 10%).
Производство буксует на фоне снижения спроса на внутреннем рынке. В рейтинг самых популярных машин России входят шесть машин петербургской сборки: это KIA Rio (лидер среди иномарок), Hyundai Creta (самый популярный внедорожник), Hyundai Solaris, Toyota RAV4, Toyota Camry и Nissan Qashqai. Однако всплеска интереса к покупке новых машин за этот период статистика не зафиксировала.

Подтолкнуть инвестконтрактом

Автопром в России исторически начал развиваться с промышленной сборки, после чего перешел на следующий этап, когда иностранные автоконцерны подписали с Минпромторгом соглашение о локализации производства в России минимум до 30%.
Корейский завод Hyundai Motor Manufacturing Rus ("Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус", ХММР) может значительно увеличить объемы производства в Петербурге. Как сообщали в администрации города, в соответствии со СПИК концерн Hyundai планирует построить завод по производству двигателей и коробок передач, а также центр исследований и разработок для испытаний автомобилей и агрегатов для них. Инвестиции в проект оцениваются в 16,6 млрд рублей, при этом в пресс–службе Минпромторга уточняли, что компании — партнеры корейского концерна в перспективе вложат около 35 млрд. Взамен для Hyundai будут установлены нулевые ставки налога на движимое имущество и налога на прибыль, а также возмещен утилизационный сбор. Завод построят на территории 200 га в промзоне Каменка, рядом с действующим предприятием. Его мощность оценивается в 150 тыс. единиц в год.
СПИК с Минпромторгом РФ также подписал АвтоВАЗ, который выступил в качестве основного инвестора в альянсе Renault — Nissan — Mitsubishi. Компания сообщила, что вместе с партнерами вложит 70 млрд рублей в развитие брендов и модернизацию производства в течение 10 лет. В числе партнеров контракта — правительство Санкт–Петербурга и ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", управляющее заводом Nissan в Петербурге. Подробностей стороны не раскрывают. Ранее в Смольном уточняли, что речь идет об усилении локализации, расширении производства и собственного проектно–конструкторского центра. Еще до подписания СПИК, осенью 2018 года, Nissan открыл в Петербурге новый офис NTCE–R — российского подразделения Nissan Technic Center Europe. Инженеры центра участвовали в установке системы "ЭРА–ГЛОНАСС" на модели Nissan и Infiniti, доступные для заказа в России, и сыграли в разработке и адаптации системы "Яндекс.Авто" для моделей Nissan X–Trail и Qashqai. Проектно–конструкторский центр занимает отдельное двухэтажное здание рядом с основным производством, имеет оборудование и лаборатории для проведения научно–исследовательских работ. Сообщалось, что в нем работают 120 высококвалифицированных сотрудников, а всего помещение рассчитано на 200 рабочих мест.
В конце июля 2019 года пресс–служба вице–губернатора Петербурга Евгения Елина сообщила, что власти города подписали СПИК с Toyota. Документ предусматривает инвестиции в развитие предприятия 20 млрд рублей — в обновление и дальнейшую локализацию производства.
Совокупная мощность действующих автомобильных заводов в Петербурге превышает 400 тыс. автомобилей в год. На предприятиях кластера работает около 8 тыс. человек. Пока остаются законсервированными два предприятия: General Motors в Шушарах и Ford во Всеволожске Ленобласти.
Прирост объемов производства на российском заводе Toyota связан в первую очередь с седаном Camry. В середине прошлого года вышла его обновленная версия. Поэтому до того, в первом полугодии 2018–го, у них была более низкая база: по сути, предприятие готовилось к выпуску обновленной версии, и концерну не было смысла производить в огромных количествах старую и стимулировать спрос на нее. В январе–июне 2018–го они продавали до 3 тыс. машин — меньше, чем в этом году. Вторая причина — рост объема экспорта японских машин петербургской сборки, в частности — в Казахстан.
Михаил Чаплыгин
генеральный директор аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб"
Российские сборочные заводы иностранных автоконцернов не являются обладателями какого–то ноу–хау. Тот же "Опель" закрыл производство и глазом не моргнул. Вопрос: хотим ли мы вообще поднимать продажи, есть ли у автомобилей перспектива? Как мне кажется, мы фактически замеряем пульс увядающего человека — или проходящего глубокую трансформацию. Автомобильная отрасль развивается в сторону элитарности, когда премиум–бренды будут производить машины для богатых, а остальные жители городов пересядут на такси и каршеринг. Это, кстати, выгодно и автоконцернам: какая разница, какая управляемость у машины, если за рулем таксист–гастарбайтер?
Виталий Новиков
автоэксперт