В апреле мы уже писали о юном суперталанте "Бенфики" Жоао Феликсе — он же Жоане Фелише, потому что у португальских имен и фамилий своя специфика, с несколькими вариантами прочтения. Впрочем, сейчас этот форвард уже достаточно известен в Европе, чтобы его узнавали с любым произношением. Весной было абсолютно ясно, что лиссабонский клуб заработает на своем воспитаннике, проведшем лишь один сезон в высшем португальском дивизионе, огромные деньги — больше 100 млн евро.
Клаусула Феликса, то есть фиксированная сумма, за которую клуб–владелец должен продать игрока в случае появления смельчака, способного выложить такие безумные деньги, составляла 120 млн евро. Однако мадридский "Атлетико", конкурировавший с другими топ–клубами Европы, заплатит за португальца 126 млн.
На первый взгляд, какая–то ненужная расточительность. Но в действительности клуб из столицы Испании поступил крайне рационально. За счет увеличения трансфера он сможет разбить выплаты на несколько траншей сроком не на один год, а это в современном футболе довольно существенный нюанс.
Португалец, которому 20 лет исполнится только в ноябре этого года, становится не просто заменой Антуану Гризманну (по–видимому, все–таки осуществляющему столь долгожданный переход в "Барселону"), а огромным активом. Жоао предстоит играть на высочайшем уровне не менее 11–13 лет, а значит, в каждое трансферное окно другие гранды будут пытаться увести Феликса с "Ванда Метрополитано". Вне зависимости от того, как быстро нападающий адаптируется в более сильной лиге, цена на него в предстоящие годы обещает расти. Вопрос только, насколько быстро.
В чем–то нынешний футбольный рынок напоминает рынок предметов искусства: определенные авторы и направления в живописи обеспечивают их владельцам почти гарантированное обогащение. С уникальными талантами до 21 года — так же. Вопрос лишь в том, чтобы заработать на них как можно больше. Поэтому "Атлетико" не поскупился на зарплату Феликса — она составит порядка 3,5 млн евро.
Но что куда интереснее, так это та самая клаусула, которую собирается вписать в контракт мадридский клуб. По сведениям испанского спортивного издания AS, она составит 350 млн евро. Прежде в мадридском клубе максимальный выкуп составлял 200 млн — такое число было вписано в договоры уже упомянутого Гризманна и Диего Косты.
История Феликса показательна: пока нет гарантии, что Жоао сможет стабильно показывать хотя бы 80% от того, что он демонстрировал за "Бенфику" в минувшем сезоне, однако клубы готовы рисковать и брать игроков с потрясающими качествами даже без подтвержденного уровня. Со спортивной точки зрения на краткосрочную и даже среднесрочную перспективу логичнее было бы подписать готовую звезду в районе 27 лет. Но это не дало бы такого временного запаса, чтобы максимально заработать на своей инвестиции. А сейчас ключевым бывает именно экономический аспект, отодвигающий футбольный только на второй план.
Дмитрий Нечипоренко, футбольный селекционер