Любовь Лучко Все статьи автора
1 июля 2019, 08:20 6271

На старт, внимание, рост. Что будет с ценами на бензин после 1 июля

Фото: Ермохин Сергей

В июле "размораживаются" оптовые цены на моторное топливо — потребители пребывают в томительном ожидании грядущего, однако шансы на стабильность есть. Между тем в "Дружбе" всплыла новая порция дихлорэтана, а цены на нефть нервно реагируют на недружелюбный диалог Ирана и США.

Общая нестабильность. Какую динамику показала стоимость топлива и нефти в начале лета

Общая нестабильность. Какую динамику показала стоимость топлива и нефти в начале лета

729
Любовь Лучко

В ожидании боли

Похоже, "бензиновому морю" в ближайшее время не видать штиля. Слухи о том, что правительство не намерено продлевать после 1 июля соглашение с нефтяниками о заморозке розничных цен на топливо, уже не передаются шепотом. С официальных трибун заявления о конце соглашения не поступало, однако рынок пришел в волнение, и аналитики прикидывают, на сколько еще подорожает бензин. В "Альпари" подсчитали, что с начала года рост цен составил 3,5%, а во втором полугодии они взметнутся еще на 3–4%. Рост цен из прогнозов перешел в реальность. Это предательски подтвердил Росстат, в чьем отчете за май цены на автомобильный бензин взлетели на 17,5%. Данные ЦДУ ТЭК с 16 по 23 июня тоже свидетельствуют о росте. Так, в Петербурге и Ленобласти за этот период увеличились средние цены на автобензины (кроме АИ–92 в городе), снизились на зимнее ДТ, а на летний дизель остались прежними. Средняя цена АИ–95 в Петербурге увеличилась на 0,01 руб./л (до 45,43 руб./л), ДТ зимнее подешевело на 3,50 руб. / л (до 47,29 руб./л), стоимость бензина АИ–92 и летнего дизельного топлива сохранилась на уровне 42,09 руб./л и 46,00 руб./л соответственно. Генеральный директор судоходной компании "Драйвер"Дмитрий Беленовский рассказал, что пока бюджет не ощутил серьезных расходов: "За последние месяцы ничего не изменилось по большому счету. Внезапный рост был в прошлую навигацию. Переживания о том, что история повторится и в этом году, есть, но пока эти опасения мы никому не высказываем. Страшна не боль, а ожидание боли. Мы можем запасти 10 т топлива, но при нашем потреблении это несерьезно. Одним словом, плывем по течению".

"ДП" спросил розничных поставщиков, что всех ждет после 1 июля. Генеральный директор ООО "Несте Санкт–Петербург" Александр Лихута был осторожен в оценках: "Очевидно только то, что 1 июля срок договора о сдерживании цен на топливо истекает. Далее события могут развиваться по различным сценариям, которые сейчас трудно предсказать. Что–то конкретное можно будет сказать не ранее 15 июля". В ПТК считают, что цены не перепрыгнут инфляцию.

Генеральный директор ИГ "Петромаркет" Иван Хомутов уверен, что пока нет заметных предпосылок для роста оптовых, мелкооптовых и розничных цен: "Безусловно, если заметно вырастет мировая цена на нефть, предпосылки для роста внутри страны появятся. Но вряд ли стоит его ожидать применительно к ценам на АЗС — государство всеми силами будет удерживать изменение этих цен в пределах инфляции".

Однако повышение цены нефти может в будущем спровоцировать убытки для НПЗ, нефтебаз или АЗС. "Все это является проявлением недостаточной гибкости существующего механизма регулирования топливного рынка страны, который требует донастройки", — считает эксперт.

На вопрос, вырастут ли цены на бензин после 1 июля, эксперт–аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев ответил, что причин для этого не видит — после коррекции демпфирующего механизма в пользу нефтяников у последних есть возможности удерживать цены от скачка выше уровня инфляции: "Главными факторами, заставляющими производителей повышать цены на бензин, являются рост себестоимости производства и увеличение ставок акцизов. Резкий рост цен возможен, если нефть вдруг сильно подорожает или рубль вдруг резко подешевеет. Но вероятность такого сценария пока оценивается невысоко, но не равна нулю".

Стоит ли реакции? Страна и мир в ожидании нового скачка цен на топливо

Стоит ли реакции? Страна и мир в ожидании нового скачка цен на топливо

3566
Любовь Лучко

И снова грязь

В шесть раз — таково превышение нормы хлорорганики в нефти, снова обнаруженное в "Дружбе". На этот раз источник загрязнения оказался белорусским пунктом "Адамова застава", откуда черное золото направляется в Польшу. "Транснефть" переложила вину на белорусскую сторону, заявив, что попадание хлорорганики могло произойти из–за попадания в "большой чан" технической нефти, которой смазываются насосы для перекачки. В "Транснефти" поспешили заверить, что этот инцидент не повторит апрельский скандал. Однако чешская компания Unipetrol приостановила прокачку нефти. Как объяснил глава управления государственных стратегических резервов Чехии Павел Швагр, "сейчас проводятся дальнейшие тесты образцов".

За нефть с дихлорэтаном пострадавшие весной "Белнефтехим" (Белоруссия) и Orlen (Польша) потребовали у "Роснефти" $155 млн и $0,45 млн соответственно. В свою очередь, "Роснефть" перевела стрелки на "Транснефть", но последняя пока не дала сатисфакции. Глава "Роснефти" Игорь Сечин хочет, чтобы сумму как можно скорее возместили, и даже написал вице–премьеру Дмитрию Козаку письмо, где просил поторопиться с решением вопроса. Первый замруководителя аппарата правительства Сергей Приходько заявил, что к разговорам о компенсациях всерьез вернутся только по итогам года.

И пока на высшем уровне спорят о деньгах, обнаружилось, что для учащенных проверок чистоты нефти компаниям просто–напросто не хватает реагентов. Сейчас максимально допустимое содержание хлоридов в тонне нефти составляет 10 мг/л, однако с 1 июля норматив будет сжат до 6 мг/л. Это решение принято Советом Евразийской экономической комиссии еще в декабре 2017 года, и у нефтекомпаний было время, чтобы подготовиться к новым правилам. До 1 января 2021 года допускается выпуск продукции с прежним количеством примесей — при наличии документов об оценке соответствия нефти стандартам. Чтобы избежать расхождений между требованиями нового техрегламента и национальных стандартов, Росстандарт внесет изменения в ГОСТ в IV квартале этого года.

На вторые позиции

После падения ниже планки $60 нефть Brent вновь уселась на быка и доскакала до отметки $65. Однако из–за новых американских санкций против Ирана тренд стал нисходящим. Причина очередного приступа агрессии со стороны США — нападение на норвежский и японский танкеры в Ормузском проливе, в чем американцы поспешили обвинить Иран. Постпред страны при ООН Маджид Тахт–Раванчи отметил: "Атмосфера для диалога еще не подготовлена. Никто в здравом уме не может принять диалог с кем–либо, кто угрожает тебе еще большими санкциями". Американский лидер Дональд Трамп, в свою очередь, заявляет, что Ирану еще повезло — вместо санкций Тегеран мог попасть под военный удар. Bank of America предсказал, что, если геополитические и торговые дрязги обострятся, цены могут рухнуть и вовсе до $40. Между тем МЭА в недавнем отчете понизило годовой спрос на нефть до 1,14 млн/барр. в сутки (–70 тыс. / барр. в сутки к предыдущему прогнозу).

Если же посмотреть на глобальные тренды, то нынешнее кружение вокруг котировок представляется лишней суетой. К 2040 году в России на 3% сократится производство энергоресурсов, считают аналитики Центра энергетики "Сколково" в исследовании "Прогноз развития энергетики мира и России — 2019". Это общий мировой тренд, по букве которого возобновляемые источники энергии будут постепенно вытеснять углеводородные. "Это не только приблизит Россию к странам развитой экономики, но и обозначит переход энергетики на новый этап развития: от доминирования количественного роста к качественному", — говорится в исследовании.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама