Андрей Архангельский Все статьи автора
23 июня 2019, 13:20 1741

Бизнес и немного личного. "22 ярда" Митали Гошала

Фото: kinopoisk.ru

Успешный спортивный агент Рон Сен (Барун Собти) занимается продвижением молодых талантов в крикете, однако белая полоса жизни внезапно сменилась черной — его заподозрили в нечестности. Впрочем, Рон не отчаивается — ищет новые таланты, попутно вытаскивая из сложной жизненной ситуации двоих коллег. Спортивный фильм, как у нас любят, с поправкой на индийский колорит — но кроме песен, которые традиционно иллюстрируют почти каждый поступок героя, местная специфика тут не играет важной роли, как может показаться. Фильм сделан по голливудским лекалам, говорят у нас в таких случаях, — о трудном пути к успеху. Но почему, собственно, "голливудским"?.. Рецепт можно считать универсальным — именно поэтому он так успешен во всем мире.

Война как мачеха. "Дылда" Кантемира Балагова

Война как мачеха. "Дылда" Кантемира Балагова

330
Андрей Архангельский

Интересен этот фильм нашей публике, однако, другим. Российский спортивный фильм Данилы Козловского "Тренер" сделан по похожему сценарию, но в нем речь идет все–таки о спортсмене, хотя и высокооплачиваемом. "22 ярда" же про спортивного агента, попросту говоря — бизнесмена. В Индии крикет — спорт № 1, и герой вполне успешен, судя по апартаментам и машине. Однако фильм делает акцент на его личных, моральных качествах — и вот это невозможно представить в российском кино. Да, зарабатывает деньги — но при этом у него есть принципы (например, предпочитает, чтобы его клиенты не рекламировали табак, алкоголь). Именно моральные принципы в итоге и помогают герою пережить кризис, опять добиться успеха. Он способен рефлексировать, сочувствовать, бескорыстно помогать другим, кроме того, у него есть прошлое — постоянно возвращается мысленно к детству, которое было, как понимаем, не самым богатым и счастливым.

Вот это ощущение здоровой социальной нормы — самое интересное и непривычное в фильме. Дело вовсе не в том, что среди бизнесменов или журналистов не бывает нечестных людей. Однако авторы базируются на представлении о том, что все–таки честный бизнесмен — это норма, как и честный журналист или тренер. Если кто–то оказался не совсем порядочным — это отклонение, а не правило. Можно сказать, конечно, что это лакировка действительности, но в российском кино честного бизнесмена не может быть вообще. Что, пожалуй, выглядит еще большим искажением действительности.

Индия во многих отношениях похожа на Россию — тоже страна традиционных ценностей. Но, например, один из ключевых героев фильма — психолог, спортивный врач (Раджит Капур), представитель модернистской профессии. Авторы фильма постоянно делают акцент на универсальных, а не локальных ценностях и при этом не скрывают существующих недостатков — например, вопиющей бедности трущоб. Можно сказать, что это еще один канон индийского кино, помимо всем нам известных, своего рода социальная нагрузка — никогда не забывать о тех, кто живет хуже тебя. Но, опять же, показательно, как авторами разрешается эта вечная проблема социального неравенства. Не за счет противопоставления "олигархов" и всех остальных, не за счет поиска виноватых — а, наоборот, с помощью каких–то местных практик солидарности, хотя бы временно снимающих барьеры между бедными и богатыми.

При всей наивности и местами шаблонности фильм служит хорошим примером для российских режиссеров — хотя вряд ли он будет сегодня правильно понят и усвоен.

Топ–3

Фильмы в прокате Петербурга, сборы (руб./зрители)

— «Люди в черном: Интернэшнл», 1 536 096/6297

— «Тайная жизнь домашних животных 2», 729 848/3838

— «Аладдин», 615 579/2953

По данным ЕАИС за 19 июня 2019 года

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама