Чтобы глупость не перешла в измену. Что стоит за провокацией против Голунова

 

Дело против журналиста "Медузы" Ивана Голунова обрастает подробностями. И каждая из них — не в пользу следствия. Нелепая топорность, с которой все сделано, наводит на мысль, что это — многоходовая провокация. В которой и необоснованность обвинений, и мощный общественный протест — заранее спланированные элементы.
Как принято нынче шутить, "мы решили сделать информационный вброс, чтобы отвлечь внимание от нашего предыдущего информационного вброса". Время необыкновенно удачное: разгар Петербургского экономического форума, когда все лучшие люди собираются вместе и обмениваются сплетнями. Дальше — множество теорий: подстава для Собянина (Голунов много писал про московскую мэрию), МВД (кто ж так работает?!), переключение внимания с событий в Архангельской области, где жители сильно недовольны, что им будут отгружать московский мусор.
Но, как учит опыт жизни в нашей стране, на второй главный русский вопрос: "что это — глупость или измена?" — почти всегда правильным ответом является "глупость". Вероятно, провокация против Ивана Голунова — это не сложная интрига, а месть обиженных, про которых он писал, или превентивные действия со стороны тех, про кого писать собирался.
Какова цена этой мести? Невероятно мощная общественная реакция, колоссальный резонанс в СМИ, усиленный первой победой: домашний арест вместо СИЗО. Ведущие федеральные газеты, солидарно вышедшие с одинаковой первой полосой "Я/мы Иван Голунов". Экономический форум, который должен был стать ареной наших внешнеполитических (столь редких в последнее время) побед, потонул в потоке новостей о журналисте "Медузы". Едва ли власти были рады такому развитию событий.
В Кремле, как известно, категорически не любят поддаваться на давление общественности (и, с точки зрения их логики, справедливо: Николай II поддавался — а чем дело кончилось?). Но сейчас там должны выбрать из двух вариантов, в котором освободить журналиста и наказать провокаторов — наименее неприятный. Иначе завтра любой участковый будет за 10 тыс. рублей кому хочешь пакетики с наркотиками подкидывать. И "лихие 90–е" вернутся — не совсем тем путем, каким их ожидают, но зато гораздо эффектнее.