Готовый сюжет. Страшно понимать, что с журналистами можно сделать что угодно

 

Задержание корреспондента "Медузы" Ивана Голунова по подозрению в распространении наркотиков взорвало медиапространство. Журналисты требовали от VIP–гостей ПМЭФ взять дело под личный контроль, выходили на одиночные пикеты и подписывали открытые письма в защиту коллеги. Пресс–служба ГУ МВД по Москве фонтанировала пресс–релизами один нелепее другого. Соцсети раскалились от возмущения.
Сюжет, в который предлагает поверить московская полиция, выглядит впечатляюще. Один из лучших корреспондентов–расследователей России предстает в нем так: днем он обычный журналист, но по ночам варит зелье, чтобы потом лично разносить заказчикам "свертки с порошкообразным веществом" под прикрытием редакционного задания. На связи с ним находится загадочная "группа лиц". И даже близкие друзья не подозревают о его двойной жизни. Жаль, что сериал про это уже сняли. Правда, там главным героем был американский учитель химии.
Рискну рукопожатностью и на секунду предположу, что Голунов действительно подпольный наркобарон. А вдруг правду пишут пресс–релизы и отважные сотрудники московского угрозыска действительно проявили героизм, в решающий момент настигнув злоумышленника на шумных улицах столицы и помешав ему реализовать преступный замысел?
Если это так, то придется констатировать профнепригодность московских оперов. Они многое сделали для того, чтобы задержание прошло со всеми возможными нарушениями. По словам задержанного, ему не давали вызвать адвоката, обыскивали без понятых, отказывались брать пробы с рук и рюкзака, били и не позволяли вызвать скорую. На официальном сайте срочно появлялись пресс–релизы с фотографиями каких–то полок, заполненных рядами бутылок и пакетами с порошком, похожими на что угодно, но только не на квартиру Голунова. Потом на том же сайте один за другим стали возникать переполненные опечатками сообщения с уточнениями, пояснениями и чуть ли не оправданиями. Спите спокойно, все наркоторговцы страны. Если вас ловят так, беспокоиться не о чем.
Хочу извиниться перед всеми, кого, возможно, покоробит избыток иронии в тексте. Считайте это защитной реакцией. Неприятно и, что уж там, страшновато в очередной раз понимать, что с журналистами можно сделать что угодно. Можно кричать и выгонять из зала за "неправильный" вопрос или внешний вид. Можно бить арматурой по голове и ломать пальцы. Можно подбрасывать наркотики. Некоторых можно даже убивать. И чем качественнее ты работаешь — тем выше риск.
Пишу это не ради цеховой солидарности или защиты чести несуществующего "журналистского мундира". То же можно сказать и про другие сферы. Про правозащитников. Общественных активистов. Блогеров. Музыкантов. Оппозиционных политиков. Независимых исследователей. Круг расширяется. Но воздуха в нем становится все меньше.
Иван Воронцов, журналист