Стройку морского порта под Калининградом за 200 млрд рублей связали с Петербургом

Автор фото: Михаил Климентьев/ТАСС
Председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин и председатель совета директоров ОХК "Уралхим" Дмитрий Мазепин (слева направо)
Президент РФ Владимир Путин поддержал проект глубоководного морского порта в поселке Янтарный Калининградской области. Это следует из его резолюции на письме помощника президента Андрея Белоусова, в котором предлагается рекомендовать властям Калининградской области до июля представить правительству бизнес-план проекта, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на документ.
Также в письме предлагалось к 1 сентября поручить правительству рассмотреть вопрос о возможном участии в проекте государства и привлечении иностранных инвесторов. Стоимость строительства порта оценивается примерно в 200 млрд рублей, из которых 50 млрд рублей могут быть выделены бюджетом. Чтобы реализовать проект, необходимо доказать эффективность перевозки грузов по сравнению с другими российскими портами, включая минимизацию рисков, связанных с транзитом через Белоруссию и Литву.
В составе порта, по словам губернатора региона Антона Алиханова, запланирован контейнерный терминал на 35 млн тонн, терминал наливных грузов мощностью 4,9 млн тонн и "другие терминалы". Строительство глубоководного морского порта обсуждается с 2000-х годов с размещением объекта в Балтийске. В 2014 году проект решили развивать в два этапа: грузопассажирский терминал в Пионерском, затем морской порт в Янтарном.
Источник газеты в одной из международных судоходных компаний отмечает, что у Калининграда нет своей грузовой базы на такой объем контейнеров, а "трансшипмент на другие порты региона тоже едва ли будет конкурентным". Еще один источник, знакомый с ситуацией, утверждает, что в строительстве глубоководного порта может быть заинтересован "Уралхим" Дмитрия Мазепина, поскольку загрузка его терминала в Петербурге приближается к максимальной.
Компания могла бы построить в Калининграде терминал по перевалке около 5 млн тонн минеральных удобрений, но для этого придется решить вопрос с финансированием дноуглубления стоимостью $60-80 млн. В случае реализации проекта морского порта компания могла бы частично переориентировать на Калининград объемы, которые сейчас поставляются через Латвию.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отметил, что строительство порта Янтарный может быть целесообразным только после запуска паромов, которые строятся сейчас для линии Усть-Луга — Калининград. Но даже в этом случае заявленная мощность порта выглядит завышенной примерно в 10 раз, а планы по контейнерам выглядят экономически необоснованными в условиях масштабного профицита таких мощностей в портах РФ в Балтийском бассейне, пояснил газете эксперт.