09:3021 мая 201909:30
175просмотров
09:3021 мая 2019
Я думаю, что большинство корпораций были бы рады ничего не менять. В крупных компаниях бизнес–процессы стандартизированы и стабильны, любые изменения даются тяжело, даже если внешние факторы говорят об их необходимости. Любое изменение для корпорации означает риски.
Переход на новый формат работы — стресс не только для руководства, но и для сотрудников компании, привыкших к определенному рабочему ритму. Стартапы в этом плане подвижнее и гибче, но потребности в цифровизации диктуются рынком: научный прогресс расшатывает сложившийся баланс и заставляет крупный бизнес принимать меры и внедрять инновации, чтобы оставаться конкурентоспособным.
Тем не менее корпорациям далеко не всегда удается уследить за новшествами, и инициативы по цифровизации очень редко зарождаются внутри компании. С одной стороны, это предоставляет внешним игрокам возможность выступить инициаторами изменений и предложить свои решения, но даже в этом случае далеко не всегда получается убедить бизнес в целесообразности преобразований. Зачастую реакция наступает только тогда, когда угроза вытеснения их с рынка более проворными конкурентами становится реальной.
Есть на российском рынке и позитивные примеры компаний, понимающих масштаб грядущих изменений и меняющихся уже сейчас, чтобы быть в роли наступающих, а не догоняющих.
Например, в последние годы приобрела популярность новая топ–менеджерская позиция Chief Digital Officer — главный по цифровизации. Многие корпорации (например, Сбербанк, "Газпром нефть" или X5 Retail Group) создают внутри своей структуры масштабные центры цифровых инноваций. И все же развитие цифровизации в России серьезно сдерживается по ряду причин. Это относительно невысокий объем рынка, слабая развитость законодательной базы, низкая стоимость рабочей силы, зачастую делающая автоматизацию бессмысленной, и, конечно же, политический климат.
Поэтому даже если изобретения рождаются в России, начинать их внедрение выгоднее в США или Европе, где они будут более востребованными и рентабельными.
Однако положительный момент для российских компаний в этом тоже есть: избегая необходимости быть первыми, исследовать все новое, мы можем допускать некоторое отставание и внедрять только то, что уже было проверено временем и показало свою эффективность на Западе.
Антон Попович, основатель научной лаборатории в сфере ИИ HINT Lab