Рынок кадрового подбора держит себя в тонусе, развивая гибкость в работе с клиентами и креативность в поиске новых направлений. Бизнес при этом "облегчается", минимизируя внутреннюю структуру, и все чаще ищет "перспективные ростки" среди своих сотрудников.
Несмотря на оптимистичные отчеты профильных государственных ведомств, экономика страны двигается вперед с ощутимым скрипом. Чувствуют это и охотники за трудовыми головами, отмечая, что рынку живется непросто. "Есть тенденция снижения объемов вакансий, передаваемых в кадровые агентства", — отмечает старший менеджер по подбору персонала Coca–Cola HBC Россия Олег Цетович. "Сократилось число свободных позиций в строительстве, управлении персоналом, финансах", — добавляет директор департамента по работе с персоналом ГК "Деловые Линии" Андрей Воленко.
Лозунг нынешнего времени как на боях без правил — "Выживет сильнейший". На рентабельности сказывается и репутация. В рамках опроса петербургских работодателей, который провел "ДП", некоторые их них довольно жестко высказывались о своем опыте сотрудничества с кадровыми агентствами. "Услуги агентства показались достаточно приемлемыми, хотя, конечно, и не бесплатными. Но столкнулись с полным непрофессионализмом рекрутеров и желанием "втюхать" как можно быстрее", — вспомнили недавний опыт в одной из известных петербургских компаний.
Однако и в этой, и во многих других компаниях, которые в 2018 году справлялись с поиском кадров своими силами, в принципе не исключают для себя вариант подбора персонала с помощью кадровых агентств. "Слышала от всех коллег–конкурентов, что они жутко заняты. Но только у действительно эффективных игроков это пропорционально доходу. "Передовики производства" те, кто реагирует на потребности клиентов и потом развивает это в новых продуктах. В 2018–м мы второй год наблюдали, например, тенденцию на опережающий рост аутсорсинговых услуг — полной ответственности за бизнес–процессы", — пояснили в одной из крупных кадровых компаний.
Нишевому бизнесу приходится высовываться наружу и осматривать широту поля — с какой стороны может прийти клиент и с чем его надо встретить, чтобы он ушел довольным и обязательно захотел вернуться. Востребованы оптимизационные решения — предоставление временного и проектного персонала, услуги по развитию бренда работодателя, аутплейсменту, а также высокотехнологичные IT–разработки для HR. Провайдеры помогают клиентам с привлечением талантливых выпускников и формированием кадрового резерва управленцев. В компаниях "под нож" экономии нередко попадает и кадровый отдел — ответственность за отпуска, больничные и прочее делопроизводство передают кадровым агентствам. Конечно, не за спасибо, но такая услуга обходится фирме дешевле, чем содержание в штате своих HR–специалистов. Как рассказали в компании "Авантаж", в среднем в Петербурге месяц работы кадровика со стороны обойдется в 30 тыс. рублей за ведение документов подсобных рабочих и в 56 тыс. — документов специалистов.
Под прессом внешних обстоятельств кадровые агентства порой заходят еще дальше. "В конце прошлого года у нас появился новый проект — аутсорсинг складских функций. Мы полностью взяли склад с постройками, техникой, людьми и полностью оказываем клиенту эту услугу. Для нас это проба пера, и пока все хорошо, и будем подобные проекты дальше брать в работу", — приводит пример руководитель отдела по массовому подбору персонала Coleman Services Станислав Соколовский.
Более того — сами рекрутинговые агентства оставляют себе только самых матерых профессионалов, остальных переводя на фриланс.