Фото: Сергей Ермохин

Штиль в продажах. Рынок яхт и катеров четвертый год пребывает в стагнации

Помимо экономического фактора продажи в Петербурге сдерживает отсутствие развитой инфраструктуры.

После кризиса 2014 года объем российского рынка яхт и катеров ежегодно прирастает не более чем на 1% в год. По данным IndexBox Russia, в 2018 году в нашей стране было продано порядка 8 тыс. яхт и катеров. В стоимостном выражении рынок также демонстрирует стагнацию и оценивается в 10,9 млрд рублей. На Петербург и Ленинградскую область совокупно приходится порядка 17% общероссийских продаж.

Реновация "Невы". К яхт–клубу на Крестовском острове могут пристроить гостиницу или апартаменты

Реновация "Невы". К яхт–клубу на Крестовском острове могут пристроить гостиницу или апартаменты

1111
Вадим Кузьмицкий

"Динамика спроса объясняется финансовым состоянием конечного потребителя, который в нестабильных экономических условиях предпочитает откладывать покупку на неопределенный срок", — комментирует Федор Янукович, специалист аналитического департамента IndexBox Russia.

Рациональный выбор

Участники петербургского рынка в целом отмечают положительную динамику продаж, особенно в сегменте яхт длиной 20–30 футов. При этом основная доля все так же приходится на моторные прогулочные суда, они более функциональные и быстрые. Соотношение моторных и парусных судов оценивается как 75% на 25%.

"Интерес к парусным яхтам растет, но не могу сказать, что их стали покупать больше, чем моторных. Говорю только о своих клиентах, а мы работаем в сегменте дорогих парусных яхт, являясь дилером шведского Hallberg–Rassy. К ним всегда есть интерес и спрос, особенно среди опытных яхтовладельцев", — рассказывает Ольга Ребайн, генеральный директор яхтенного агентства Jonacor–Marine.

Покупатели дорогих яхт начали рациональнее подходить к выбору судна. "Клиенты стали больше смотреть на то, что они получают за предложенную цену, не только на бренд, но и на размер, желают получить больше за те же деньги и, конечно, более богатое наполнение", — добавляет Ольга Ребайн.

Инфраструктура для обслуживания судов в городе пока не дотягивает до европейских стандартов, поэтому после приобретения крупных яхт многие владельцы делают выбор в пользу стоянки в Европе. "К сожалению, здесь слабоват рынок парусных лодок. Единичные продажи есть, но новых лодок мы почти не видим: более 90% таких яхт покупают, чтобы ходить в акваториях европейских стран. Если говорить о покупке лодки для эксплуатации в Петербурге и области, стабилизировался спрос на модели для семейного отдыха и рыбалки", — отмечает Дмитрий Макаров, директор выставки St. Petersburg International Boat Show.

Под парусами Смольного. В Зеленогорске приступили к созданию яхт-клуба с базой для серфинга

Под парусами Смольного. В Зеленогорске приступили к созданию яхт-клуба с базой для серфинга

4631
Антон Тарануха

В Петербурге растут продажи брокеражных судов в регионы. "В прошлом году в рамках проводимой нами выставки St. Petersburg International Boat Show прямо с экспозиции было продано семь брокеражных яхт. Часть из них поменяли питерскую "прописку". Большой интерес проявляют регионы, и на сегодня этот спрос, пожалуй, даже превышает предложение", — говорит Дмитрий Макаров.

Свой штурвал

На долю отечественных производителей приходится порядка 95% российского рынка катеров и яхт, свидетельствуют данные IndexBox Russia.

Российские компании представлены в основном в сегменте прогулочных судов. Наиболее крупные из них: ООО "Гризли Технологии", ООО "Саитов" (катера Bester), "СПЭВ", Astron Marine, АО "Костромской судомеханический завод", NorthSilver, ООО "АлексМарин" и др.

Импортная продукция формирует сегменты океанских, морских и прибрежных яхт, на которые в совокупности приходится чуть более 5%.

"Надо сказать, что в силу ряда причин продукция российских компаний пользуется все большим спросом. Здесь лидируют алюминиевые катера NorthSilver. Активно развивает свою линейку компания Grizzly, тоже из Петербурга. Можно отметить и казанские катера Velvette. У всех трех производителей топовые модели растут в длину", — констатирует Дмитрий Макаров.

По его словам, среди 7–12–метровых лодок популярны французские Jeanneau, финские XO и Targa. В сегменте моторных круизеров и яхт длиной 12–15 м и выше наиболее востребованы британские яхты Princess, итальянские Azimut и польские Galeon.

Стоимость импортных судов ежегодно растет. "Каждый год европейские производители поднимают цены, это нормальная практика. Обычно увеличение составляет от 1 до 3,5%. Это связано с увеличением цен поставщиков комплектующих и материалов", — объясняет Ольга Ребайн.

Причем из–за ежегодной индексации и ослабления курса рубля дорожают не только зарубежные яхты и катера, но и отечественные, использующие импортные комплектующие. Цена на катера и яхты зависит от класса и размеров судна: чем выше класс и больше размеры, тем оно дороже.

Так, цены на катера и яхты среднего класса варьируются от 200 тыс. до 500 млн рублей.

"Наиболее дорогой и элитный сегмент составляют океанские яхты, такие как Yanneke Too и Kiluanje, минимальные цены на которые начинаются от 100 млн рублей. Морские и прибрежные яхты, такие как Sunseeker 70 Manhattan, Allures 51 или Galeon 530, образуют сегмент, в котором цены находятся в диапазоне от 20 млн до 100 млн рублей", — говорит Федор Янукович.

Цены на импортные катера и катера ведущих российских производителей, такие как Yamaha Aero Gear, Larson Boats, Campion Chase, Grizzly, Silver, варьируются от 1,5 млн до 20 млн рублей. Самые доступные катера российского производства — Fishline и "Афалина" — стоят от 200 тыс. до 1 млн рублей.

Фокус на качество

Эксперты советуют покупать лодки только у официальных дилеров, где помогут не только с выбором, но и с последующим обслуживанием.

"Сейчас огромное предложение различных брендов, но в первую очередь нужно обращать внимание на качество и безопасность. Если выбирать яхты именно для нашего региона, я бы обратила внимание на северных производителей, финских и шведских, так как условия эксплуатации у нас похожи и у скандинавских верфей большой опыт строительства лодок для суровых условий", — рекомендует Ольга Ребайн.

По мнению Дмитрия Макарова, развитие качественной инфраструктуры в городе могло бы способствовать увеличению продаж во всех сегментах рынка: "В Петербурге много воды, есть куда ходить на лодках — и в сторону Балтики, и на Ладогу, и дальше по внутренним водным путям. Но для развития рынка остро необходима нормальная инфраструктура в городе и области. Этот фактор сильно стопорит продажи".

Дмитрий Бардачев Все статьи автора
28 апреля 2019, 09:01 26066
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама